Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Песков заявил о неизменности целей СВО
Политика
Лавров назвал чистосердечным признанием слова Борреля о войне Европы против РФ
Мир
В Кремле призвали к сдержанности на фоне эскалации между Ираном и Израилем
Общество
Снежная буря накрыла Петербург и Ленинградскую область
Мир
Еврокомиссар по сельскому хозяйству назвал возможные меры поддержки фермеров
Происшествия
ФСБ задержала причастного к распространению вредоносного ПО в Telegram
Армия
ВС РФ за неделю уничтожили три МиГ-29 и четыре Ан-26 ВСУ
Общество
В Москве коммунальные службы перевели в режим повышенной готовности из-за грозы
Политика
Путин намерен провести переговоры с Алиевым 22 апреля
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Законопроект о передаче земли утратившим жилье при паводке принят в Оренбуржье
Мир
В Алжире активисты выступили против открытия KFC из-за поддержки Израиля
Мир
Проблемой детей украинских беженцев в Латвии назвали незнание родного языка
Общество
Бывших министров туризма Ставропольского края обвинили в организации преступного сообщества
Мир
В Кремле указали на индивидуальный характер ограничений поездок чиновников за рубеж
Общество
Глава МЧС России назвал напряженной паводковую ситуацию в Курганской области

Потанин и Дерипаска заработают на скандале Volkswagen

Автоконцерн заменит на проблемных автомобилях каталитические нейтрализаторы по очистке выхлопных газов, для производства которых необходимы и платина, и палладий
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Норильский никель» Владимира Потанина и Олега Дерипаски, а также южноафриканские Anglo American Platinum, Impala Platinum, Lonmin — ведущие производители металлов платиновой группы, используемых в нейтрализаторах выхлопных газов для автомобилей, в 2016 году могут дополнительно заработать $1,5 млрд из-за скандала вокруг дизельных двигателей Volkswagen.

Второму в мире автоконцерну придется исправлять ошибки

Во вторник председатель правления немецкого автоконцерна Маттиас Мюллер сообщил СМИ, что на этой неделе концерн внесет в федеральное министерство транспорта страны техническое решение по автомобилям, выхлопы которых превышают установленные в США нормы.

— Если его примут, то мы закажем запчасти. Если всё пойдет по плану, то в январе 2016 года мы начнем ремонт машин. До конца 2016 года все концерн должен привести в порядок все проблемные автомобили.

При этом Мюллер выразил надежду, что таких автомобилей во всем мире будет меньше, чем 9,5 млн, в которых установлены «грязные» дизельные двигатели, «но всё равно их будет очень и очень много». По его словам, в большом количестве машин будет заменено программное обеспечение, а в некоторых потребуется более серьезное вмешательство в «железо» автомобиля.

— Конечно, это будет сделано бесплатно для клиентов, — добавил он.

Эксперты сомневаются в том, что замена программного обеспечения поможет решить проблему выбросов — поскольку авто с проблемными дизелями «не в состоянии соответствовать требованиям по выбросам», подчеркнул представитель немецкого авторынка на условиях анонимности. Он сказал «Известиям», что скорее всего, на экологически грязных дизелях будут устанавливать более качественные каталитические нейтрализаторы выхлопных газов. Директор центра автомобильных исследований университета Дуйсбурга-Эссена (Германия) Фердинанд Дуденхоффер также уверен в масштабной ремонтной программе.

— Немецкому автоконцерну, которому грозит штраф в США в размере $18 млрд, для исправления положения необходимо менять каталитические нейтрализаторы на всех дизельных моторах проблемных автомобилей. Cумма затрат такой замены на один автомобиль составляет от €1 тыс. до €1,5 тыс., — сказал он «Известиям».

По оценке Дуденхоффера, проблемных дизельных машин в Европе может быть от 8 млн до 9 млн штук, и хотя в Европе официальных претензий еще не выдвигалось, компания захочет вернуть лицо: ранее она публично признала свою вину. Впрочем, например, в Швейцарии концерну уже запретили продавать автомобили с вероломными счетчиками. Кроме того, немецкие эксперты убеждены, что опальная техника VW не соответствует стандартам «Евро-5» (введен в ЕС в 2009 году), что также диктует необходимость масштабной сервисной акции.

Представитель Volkswagen Михаэль Ланге в Германии не ответил на запрос «Известий», в каком количестве автомобилей концерн будет менять «железо» и идет ли речь о замене именно каталитических нейтрализаторов.

В сентябре американские власти обвинили Volkswagen в том, что он устанавливал программное обеспечение для своих четырехцилиндровых дизельных двигателей, позволяющее обходить принятые в США нормы по выбросам в окружающую среду. По данным американского госагентства по охране природы, в автомобилях было установлено такое ПО, которое выключало контроль выбросов в атмосферу и очистительную систему при обычной езде и включало, когда происходила проверка состава выхлопа. Разница в показателях достигала 40 раз.

Претензии у американского регулятора возникли к 482 тыс. автомобилям Volkswagen, проданных в США после 2008 года. США начали расследование, капитализация компании сократилась за месяц на 40% (по состоянию на 8 октября она составляет €54 млрд). Кроме штрафа на $18 млрд, в перспективах иски от автовладельцев. В черные списки попали следующие модели: Jetta (2009–2015), Jetta Sportwagen (2009–2014), Beetle (2012–2015), Beetle Convertible (2012–2015), Audi A3 (2010–2015), Golf (2010–2015), Golf Sportwagen (2015), Passat (2012–2015).

«Кризис в германском автоконцерне может быть катализатором для нас»

При производстве каталитических нейтрализаторов для дизельного мотора используется в среднем около 65% платины, около 30% палладия и 5% родия. При производстве нейтрализаторов к бензиновым моторам используется около 90% палладия и около 10% родия. По словам стратега по сырьевым рынкам Дидье Жюльена, в среднем для производства одного автомобильного каталитического нейтрализатора (дизельного/бензинового) необходимо от 2 г до 5 г металлов платиновой группы.

Если при худшем варианте развития событий немецкий автоконцерн будет менять каталитические нейтрализаторы на 8 млн автомобилей, то для производства такого количества устройств может понадобиться до 40 т металлов платиновой группы (МПГ). Стоимость такого количества палладия в ценах первого полугодия 2015 года составит около $1 млрд, а платины около $1,5 млрд. Но вопрос в том, что сегодня взять такое количество МПГ на рынке просто неоткуда, новые проекты горно-металлургических компаний требуют времени на разработку. В 2014 году дефицит на рынке и платины и палладия только увеличивался. Это было связано с продолжительными забастовками, которые проводили работники горнодобывающих предприятий южноафриканских Anglo American, Implats, Lonmin требовавших повышения вдвое зарплат.

Следовательно, если немцы начнут менять катализаторы на проблемных дизелях, то цены на платиноиды могут в 2016 вырасти гораздо больше, чем прогнозировалось ранее. Например, весной экономисты Credit Suisse прогнозировали, что цена на палладий в 2016 году достигнет $850, а на платину — $1425 за тройскую унцию. В сентябре цены на палладий и платину менялись в противоположном направлении, частично отражая опасения инвесторов из-за снижения спроса на дизельные автомобили в мире и повышения спроса на бензиновые.

Палладий за месяц (с 8 сентября до 8 октября) подорожал на Нью-Йоркской бирже (NYMEX) на $122 (+19,26% за тройскую унцию с $586,55 до $708,75), а платина, напротив, подешевела на $60 (–5,12% с $997 до $937). При этом цены на другие драгоценные металлы ― золото и серебро ― выросли (+2,47% и +9,07%) соответственно.

Опрошенные «Известиями» горно-металлургические компании, производящие МПГ, высказали мнение, что еще рано говорить о тенденции на рынке в связи со скандалом с автоконцерном VW.

— Сейчас еще очень рано оценивать полное влияние кризиса на ситуацию, потому что VW не озвучил меры, которые компания собирается предпринимать в ответ на кризис и другие автопроизводители также не последовали его примеру. Наша корзина металлов пока остается без изменений; более интересно в долгосрочной перспективе стратегическое и регуляторное воздействие от этого случая. Мы прогнозируем усиление регулирования и ужесточение экологических требований, что положительно скажется на нашем бизнесе. Кризис в германском автоконцерне может быть катализатором для нас, — сказала «Известиям» представитель Implala Platinum Holdings Элис Лоуренс.

— Многие тенденции на рынке металлов сегодня бывают вызваны импульсивными и эмоциональными оценками, а не фундаментальными причинами. Рынок эмоционально отреагировал на новости о несоответствии дизельных автомобилей экологическим требованиям, и до появления информации о причинах несоответствия участники рынка сочли, что это негативно для дизелей и, следовательно, платины, а значит, должно быть положительно для бензина и палладия. Как представляется, делать такие выводы преждевременно, — отметил представитель «Норильского никеля».

Представители Lonmin и Anglo American не ответили на запрос и звонки «Известий», в компании «Русская платина» (ее производство составляет 1% от общемирового) от комментариев отказались.

«Норильский никель» является крупнейшим в мире производителем палладия, а также одним из крупнейших — никеля, платины и меди. Владимир Потанин контролирует 30% акций «Норильского никеля», UC Rusal Олега Дерипаски — 28%, Crispian Investments (контролируется Романом Абрамовичем) — 6%, «Металлоинвест» — 3%, еще 33% акций компании находится в свободном обращении. Например, в июне 2015 года контракт на поставку МПГ «Норильский никель» подписал с американской химической группой BASF. По условиям контракта продукция «Норникеля» будет поставляться на заводы BASF для использования в производстве каталитических нейтрализаторов выхлопных газов, а также химических катализаторов, другие условия контракта не раскрывались. По сообщениям СМИ, одним из условий контракта была предоплата на $300 млн.

По итогам 2014 года в структуре выручки «Норникеля» на никель пришлось 43%, на медь — 23%, на палладий — 21%, на платину — 8%, и на прочие металлы 5%

Аналитики пессимистичны насчет платины в долгосрочном периоде

Фердинанд Дуденхоффер в беседе с «Известиями» высказал уверенность в том, что из-за скандала с VW доля автомобилей с дизельными моторами в мире, скорее всего, будет снижаться, а доля бензиновых машин и электрокаров напротив — увеличиваться. По его словам, в Европе она может сократиться с нынешних 60% до 50% и это обстоятельство в долгосрочном периоде отразится на цене на платину.

Бенедикт Соботка, главный исполнительный директор Eurasian Resources Group (компания развивает платиновый проект Bokai в Зимбабве) сказал «Известиям», что события вокруг Volkswagen могут вызвать дальнейшее снижение спроса на дизельные автомобили и, соответственно, на платину.

— Изменение цен на оба металла — платину и палладий — очень во многом зависит от динамики развития автомобильной промышленности, которая формирует более 40% мирового спроса на платину и 75% спроса на палладий. Увеличение доли автомобилей с бензиновыми двигателями в Европе и США создает более благоприятные возможности для палладия. Однако рынок платины с фундаментальной точки зрения и ранее сильно уступал рынку палладия. Восстановление производства платины в Южной Африке (+20-25% в 2015 году) означает, что рынок будет практически сбалансирован в этом году, тогда как палладий находится в глубоком дефиците уже сейчас, и такая ситуация сохранится в обозримом будущем. Вероятное увеличение ставки рефинансирования ФРС в США и последующее ослабление цен на золото могут спровоцировать падение цен на металлы платиновой группы.

Однако, по мнению независимого стратега по сырьевым рынкам Дидье Жюльена, произошедшее в сентябре изменение цен на платину и палладий не имеет большого значения для глобального спроса на платиноиды.

— Не думаю, что скандал с VW серьезно повлияет на мировой спрос на металлы платиновой группы, потому что долю VW займут другие автомобильные бренды. Имидж дизельных автомобилей серьезно подпорчен, и на этом фоне бензиновые автомобили выглядят лучше. Поскольку для производства каталитических нейтрализаторов дизельных моторов необходимо больше платины, то инвесторы оценивают, что цены на платину из-за снижения спроса на дизельные машины пойдут вниз, а цены на палладий пойдут вверх. Но платина в отличие от палладия активно используется в ювелирной промышленности, и это объясняет ценовую разницу между металлами, — сказал «Известиям» Дидье Жюльен.

Палладий и платина добываются из одной руды и из одних и тех же шахт, со схожими затратами на переработку. Оба металла имеют почти равную значимость в автомобильном секторе, который представляет более 50% от спроса МПГ. Дисконт палладия к платине имеет ограниченное обоснование, он постепенно сокращается с 2008 года, отмечается в материалах «Норильского никеля».

По оценке Impala Platinum Holdings Limited (ЮАР), спрос на платину со стороны мирового автопрома увеличится c 3,55 млн унций (110,4 т) в 2015 году до 4,55 млн (140 т) в 2020 году. Отрасль будет основным драйвером роста цен. При этом спрос на палладий со стороны автопрома вырастет с 7,9 млн тройских унций (246 т) в 2015 году до 9 млн (280 т) в 2020 году.


Комментарии
Прямой эфир