Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

7 октября в Третьяковской галерее открывается крупнейшая за 25 лет экспозиция работ художника
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Третьяковская галерея впервые за 25 лет представит масштабную экспозицию работ Валентина Серова, посвященную 150-летию художника. Выставка откроется 7 октября и продлится до 17 января. Она займет три этажа филиала Третьяковки на Крымском Валу и объединит более 250 произведений Серова из собраний 25 российских музеев (включая ГМИИ имени Пушкина, Русский музей), четырех зарубежных — Музея Орсе (Париж), Офицерского фонда Королевской лейб-гвардии (Копенгаген), Национальной галереи Армении, Национального художественного музея Республики Беларусь и девяти частных коллекций.

На выставке можно будет увидеть многие известные портреты кисти Валентина Серова. Судьба героев этих картин зачастую остается неизвестной для зрителей. Поэтому «Известия» рассказывают истории пяти людей, запечатленных в известных работах художника.

«Девушка, освещенная солнцем» (1888)

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

Серов написал этот портрет, когда ему было 23 года. Моделью стала двоюродная сестра художника, скульптор Мария Симонович. Позже она вспоминала: «Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, а я — важностью своего назначения. Он всё писал, а я все сидела. Часы, дни, недели летели, вот уже начался третий месяц позирования... Да, я просидела три месяца...». Художник считал эту картину самой значительной своей работой.

В скором времени после создания портрета Мария Симонович уехала в Париж учиться скульптуре и там вышла замуж за политического эмигранта, психиатра Соломона Львова. Их сын — известный молекулярный биолог, лауреат Нобелевской премии Андре Львов. В 1895 году, когда Симонович приехала в Россию, Серов написал еще один ее портрет.

«Девочка с персиками» (1887)

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

Это портрет Веры Мамонтовой, старшей дочери знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Портрет был написан в столовой усадьбы Мамонтовых в Абрамцево. Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик, выращенный в оранжерее. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево. Валентин Серов подарил картину матери Веры Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцево, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.

Судьба Веры Мамонтовой оказалась трагической: в 32 года она умерла от пневмонии, оставив троих детей.

Портрет М.Н. Ермоловой (1905)

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

Серов написал портрет актрисы Марии Ермоловой в честь 35-летия ее актерской карьеры по заказу московского Литературно-художественного кружка. Работа над картиной проходила в московской квартире актрисы на Тверском бульваре. Несмотря на свою занятость, Ермолова согласилась позировать Серову на протяжении 32 сеансов. Ее близкая подруга, писательница и драматург Татьяна Щепкина-Куперник, вспоминала: «Она отрывалась на минутку от позы, в которой простаивала, не двигаясь, часами... Эти две замкнутые натуры чем-то подошли друг к другу. Во время долгих сеансов — безмолвно, без слов — Мария Николаевна поведала художнику свою сущность».

После создания этого портрета Мария Ермолова играла на театральной сцене еще 18 лет. В 1923 году, спустя 2 года после кончины мужа, Ермолова ушла со сцены. 

Самой ее не стало в 1928 году. Последние годы жизни актриса провела в одиночестве и практически ни с кем не общалась.

Портрет Генриетты Гиршман (1907)

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

Генриетта Гиршман — коллекционер русской живописи, мебели работы русских мастеров, предметов декоративно-прикладного искусства. Она была супругой известного русского предпринимателя, мецената и коллекционера Владимира Гиршмана. Дружеские отношения связывали семью с Сергеем Дягилевым, которому Генриетта Гиршман помогала организовывать выставку русского искусства в Париже в 1906 году. В их доме бывали также многие знаменитые художники — Александр Бенуа, Константин Сомов, Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Валентин Серов.

С Серовым она познакомилась в 1903 году. В течение следующих 7 лет, с 1904 по 1911 год, Генриетта Гиршман заказала художнику пять портретов. В 1911 году Серов также написал портрет Владимира Гиршмана. После 1922 года Гиршманы эмигрировали во Францию. Они занимались торговлей антиквариатом, но из-за кризиса начала 1930-х прекратили дело. В связи с болезнью мужа Генриетта Гиршман была вынуждена устроиться на работу в книжный магазин, а затем — в женскую гимназию в одном из предместий Парижа. Последние годы Генриетты Гиршман провела в Нью-Йорке, где она умерла в 1970 году.

Портрет Мики Морозова (1901)

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

На картине изображен сын предпринимателя, мецената и коллекционера Михаила Морозова и одной из крупнейших представительниц религиозно-философского и культурного просвещения России начала ХХ века Маргариты Мамонтовой. Серов рисовал Мику, когда ему было 4 года. Из-за подвижности ребенка картину пришлось писать короткими сеансами, длившимися по 30 минут.

Мика Морозов с 2 лет обучался английскому языку. Впоследствии он уехал учиться в Великобританию, затем вернулся в Россию и окончил филологический факультет МГУ. Михаил Морозов стал знаменитым литературоведом, театроведом, педагогом, переводчиком и одним из основателей советского научного шекспироведения. Его портрет висит на кафедре шекспироведения МГУ.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир