Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ООН поприветствовала прямые переговоры России и Украины в Стамбуле
Политика
Оверчук заявил о нацеленности РФ на экономическое сотрудничество с Афганистаном
Общество
Мантуров поручил обучить школьных психологов помощи детям с ПТСР
Мир
В МО Белоруссии заявили о плане укреплять оборону вместе с Россией
Мир
Украина оповестила США о результатах переговоров с Россией
Мир
Глава Еврокомиссии пригрозила снижением «потолка» цен на нефть из РФ
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Мир
В Польше допустили передачу Украине списанных истребителей МиГ-29
Общество
На Кубани объявили штормовое предупреждение на 18 мая
Общество
Голикова рассказала о ключевых задачах российской системы здравоохранения
Мир
Мединский указал на важность напоминания Украине о договоренностях в Гомеле
Происшествия
В Ингушетии ищут утонувшего в реке пятилетнего мальчика
Мир
Журналиста AP могут лишить прав на известную фотографию времен войны во Вьетнаме
Мир
Фон дер Ляйен пригрозила санкциями против «Северных потоков»
Экономика
ЦБ снизил критерий дохода для статуса квалифицированного инвестора до 12 млн рублей
Мир
В Германии указали на косвенное участие Европы в конфликте на Украине
Мир
В Польше сообщили о страхе Запада перед сближением России и Украины

«Если артист распахнул все двери перед собой — это путь в никуда»

Михаил Турецкий — о юбилейном туре, поддержке Путина и «Владимирском централе»
0
«Если артист распахнул все двери перед собой — это путь в никуда»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Хор Турецкого» отмечает 25-летие. 10 октября стартует юбилейный тур коллектива по городам России. О новых программах, гастрольном туре и о том, почему хору важно петь без акцента, корреспондент «Известий» Евгения Коробкова поговорила с легендарным Михаилом Турецким.

— Правильно ли я понимаю, что нынешний год для вас — необычный? 

— Правильно понимаете, я ребенка младшего в первый класс повел (смеется). Ну и, конечно, есть еще один не менее важный повод — это юбилей «Хора Турецкого».

«Если артист распахнул все двери перед собой — это путь в никуда»

— В этом году вашему коллективу 25 лет. И у вас по этому поводу куча мероприятий, так?

— Да, у нас запланирована серия из 70 юбилейных концертов. Шоу «Лучшее!». Уже с сентября ездим по стране, дарим людям эмоцию и отличное настроение! Планируем тур до конца 2016 года — у нас очень много поклонников, городов, стран...

— Ходят упорные слухи о том, что якобы к вашей программе в честь четвертьвекового юбилея сам Путин руку приложил.

— Во время творческой встречи с Владимиром Владимировичем возникла идея Праздника песни. Это новый музыкальный формат — народное караоке № 1. Мы отобрали любимые песни нескольких поколений, которые поем вместе с многотысячной аудиторией на центральных площадях городов России. Такие праздники песни уже состоялись в Ижевске, Красноярске, Выборге, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Туле. 

— Зрители вам подпевают?

— Не то слово! Они с нами поют. Наши артисты спускаются со сцены и идут в народ петь вместе с ним. Особо активным мы даем микрофон и даже выводим на сцену. Это непередаваемые эмоции как для нас, так и для собравшихся людей. 9 мая в Москве на Поклонной горе у нас был двухчасовой концерт «Песни Победы». Собрали рекордную аудиторию — 150 тыс. человек. И вот тогда я понял, что этот формат действительно работает! После этого мы поехали с праздниками песни по стране. Люди охотно приходят на площадь и поют вместе с хором.

«Если артист распахнул все двери перед собой — это путь в никуда»

— То есть вы как бы дирижируете людьми, чтобы они пели с вами? А что, по-вашему, в толпе одни музыканты присутствуют, которые понимают ваши взмахи?

— Безусловно, мануальная техника дирижера мне помогает взаимодействовать с аудиторией. Но есть еще такое понятие, как энергетика, которая заражает всех позитивом, объединяет и творит чудеса! Приходите на наш Праздник песни — и вы всё поймете. 

— А есть хит на все времена, который объединяет все поколения?

— Вы знаете, «Надежда». Это уникальная песня. И гениальный текст, который в каждом возрасте понимаешь по-разному. Простые и понятные слова о том, что надо ценить каждое мгновение и что жизнь — не только праздник.

— Какой город, по-вашему, лучше всех поет?

— Сложно, конечно, вот так один город выделить. У нас вообще народ очень музыкальный, певучий и... выносливый! Яркий пример тому — Тула. В день концерта был проливной дождь, но никто не разошелся! Многотысячная толпа пела вместе с нами. Площадь Ленина была забита зонтами, которые люди поднимали в знак аплодисментов. Это фантастика! Самая большая победа! А вот по количеству зрителей город-рекордсмен — Ростов-на-Дону. Там на Театральной площади на Праздник песни мы собрали 106 тыс. человек.

 Михаил, а вы довольны тем, что делаете? Ведь это немного не то, что вы делали 25 лет назад. У вас цели поменялись?

— Я много лет назад вбил в голову мысль: избавь себя от корыстного желания попасть в цель. Так что я не ставил себе конкретной цели. Когда-то мне хотелось восстановить традицию иудейской храмовой музыки. Мне было 27 лет, и это была отличная задумка для такого молодого человека...

«Если артист распахнул все двери перед собой — это путь в никуда»

— То есть сейчас вы отошли от того, что делали когда-то?

— Еврейская литургия — это очень узкий рынок, продукт только для ценителей и людей еврейской национальности. Но в нашем творчестве это не ушло. Посмотрите, песни, которые мы поем, — это же литургия в чистом виде!

— Что вы имеете в виду?

— Понимаете, огромное количество советских массовых песен зацементированы еврейской литургической музыкой. Когда мы только начинали изучать пласт еврейской духовной музыки, то с удивлением замечали: вот эта молитва — это же «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». А эта — без сомнения, «Полюшко-поле». А эта — «Катюша»!

— Помню, слышала «Крутится-вертится шар голубой» на иврите…

— Это еврейский городской романс. Вернее, я это называю: русский городской романс, который при ближайшем рассмотрении оказывается еврейской песней. Так что каждый раз, когда мы исполняем советские песни, мы, по сути, исполняем еврейскую литургию. Вообще-то нам в 1990-е предлагали стать Государственным хором Израиля. Но нам как творческим работникам в рамках одной культуры было очень тесно. У нас широкий формат, мы можем больше, чем просто петь еврейскую литургию. 

— И Михаила Круга…

— И Цоя, и Высоцкого, и Талькова. Это легендарные для нашей страны люди, а их песни  — бесспорные хиты. Именно их чаще всего заказывают в караоке. Есть такое понятие — запрос общества.

— А как в ваш репертуар вообще «Владимирский централ» попал?

— Как мы дошли до централа? Да это не мы захотели, это нас захотели. Было 50-летие Михаила Круга, в «Лужниках» организовывали концерт, и нам сказали, мол, ребята, тут за «Владимирский централ» — просто битва. Все хотят исполнить, но нам надо не просто исполнить, а удивить. Сможете? Мы сказали: «Сможем». И это действительно стало музыкальным событием в рамках того концерта.

— Вы, кроме песен на английском и на иврите, на каких языках поете? 

— Мы, когда приезжаем в какой-нибудь из регионов России, обязательно исполняем песню на национальном языке. Это такой «комплимент от шефа». В прошлом году глава Ингушетии пригласил на открытие башни в столицу и мы пели ингушские гимны. Тогда Евкуров нам сказал, что у них в республике нет коллектива, который бы пел ингушские песни на таком уровне. Мы этим гордимся.

Что бы мы ни пели, мы понимаем слова и стараемся произносить чисто. Например, на украинском поем вообще без акцента. И на всех концертах обязательно исполняем «Червону руту» — любимую песню братских славянских народов.

— Вы как-то сказали, что по-английски всё же с акцентом поете…

— Мы эту проблему решили. В коллективе по-английски без акцента поют пять парней, а остальных я вывел из этой истории. С артистами обязательно занимается педагог, отрабатывает произношение. У меня жена американка — она может проконсультировать!

— А зачем вам так убиваться над произношением?

— Я не люблю, когда поют с акцентом. У меня установка такая: произношение должно быть безукоризненно.

— Но Паваротти-то пел с акцентом…

— Паваротти и Доминго прощали их не очень хороший английский, потому что в основе их произведений — вокал. В классике можно петь с акцентом, на эстраде — нет.

— Не могу не спросить: поделитесь секретом, как добиться качественного произношения?

— Для начала — нужно быть музыкантом. Музыканту легче «поймать» произношение. Второе, что немаловажно, — это педагог. Мы всегда занимаемся с педагогом. Недавно пели в Казахстане «Аулым», там есть такие строки: «Когда перерезают пуповину, первая кровь падает на родную землю». И публика просто неистовствовала. Мы видели, что люди хорошо понимают, что мы поем.

— Значит ли это, что вы распахнули перед собой все двери?

— К счастью, нет. Если артист распахнул все двери — это путь в никуда. Я страшно рад, что в этом мире есть еще комнаты, которые я не открыл. Я страшно рад, что у меня есть недореализованная амбиция. И эта амбиция меня реально толкает развиваться.

— Развиваться в каком направлении?

— Хотел бы делать крупные культурно-развлекательные шоу, где есть оркестр, акробаты, циркачи, декорации, вокал. Например, поем мы «Женитьбу Фигаро», раз — и выкатывается колесо кареты... В Европе такой формат очень востребован, а у нас — всё упирается в нехватку подходящих помещений. Дальше я хочу свою школу: хоровую детскую школу. Потом, я, наверное, возглавлю вуз музыкальный. Но не сейчас, а лет через пять.

«Если артист распахнул все двери перед собой — это путь в никуда»

— Вам за 50, а столько планов, что кажется, будто 30. Вы верите в гендерную революцию?

— Мне кажется, это индивидуальная история. Мой отец прожил почти 100 лет. Когда ему было 50, родился я. И он еще увидел меня народным артистом России. Так что время еще есть! (Улыбается.) Думаю, чтобы не стареть, надо делать то, что делал в 20 лет, но только с большей интенсивностью. Мне, например, нравится самому садиться за руль. Особенно после того, как моя знакомая сказала: когда мужчина за рулем взрослый и состоятельный, это намного сексуальнее, чем когда его привозит водитель. Надо создать себе трудности. Мы развиваемся в зоне некомфорта.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир