Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Разминка для стартапов

0
Разминка для стартапов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В конце августа в Москве прошла очная сессия первого этапа технологического акселератора GenerationS, организованного Российской венчурной компанией (РВК). По ее итогам инвесторы и эксперты отобрали 141 проект (изначально заявок было 2566) для участия в семи корпоративных акселераторах по направлениям: умный город и технологии для жизни, медицина и биотехнологии, технологии в нефтегазовой отрасли, в современной энергогенерации, в авиакосмической отрасли, в телекоммуникациях и в робототехнике. «Известия» узнали подробности проведения акселератора и выяснили, какие реальные бонусы получили стартапы.

На площадке «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив (АСИ) собрались десятки представителей стартапов и крупных компаний (в этом году задача GenerationS — развитие инноваций в корпорациях). В неформальной обстановке они говорили о возможностях и потребностях друг друга. Беседы начинались еще в очереди на регистрацию. Многие участники конкурса приезжали на площадку сразу из аэропортов и с вокзалов, они стояли с чемоданами, но были полны решимости налаживать деловые связи «здесь и сейчас». После прохождения всех формальных процедур предприниматели продолжали общение в более комфортной обстановке: на открытой террасе с видом на Дом правительства РФ и квартал небоскребов Москва-Сити.

Неформальное общение было существенным, но не главным подспорьем на пути инноваторов к заключению выгодных контрактов. Самые важные знания участники получали на лекциях и мастер-классах, на которых выступали эксперты и тренеры. Команды работали в группах, консультировались с менторами, доводили до ума свои бизнес-модели и презентации проектов. Так, Вадим Балашов, консультант по инвестициям Фонда посевных инвестиций GVA LaunchGurus, сказал участникам, что прежде, чем идти к инвесторам, надо определить для себя задачу стартапа. «Проект больше про науку или коммерцию, про зарабатывание денег? — спрашивал он у стартапов. — Опыт прошлых лет показывает, что и то, и то невозможно. Если вы за наукой, то вам за грантами в университеты, если за деньгами — к инвесторам и бизнес-ангелам». Другой эксперт, Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс», назвал главные ошибки, которые совершают предприниматели, когда приходят в корпорации. «Когда вы приходите не к инвестору и начинаете рассказывать про финансовую модель вашего проекта — вы делаете большую ошибку, — отметил Андрей Себрант. — Лучше расскажите про то, что вы даете людям, почему компания лучше сможет обслуживать клиентов, если приобретет вас».

Следующий этап GenerationS — очные корпоративные акселераторы по семи отраслевым направлениям. Примерно половина проектов, отобранных для участия в отраслевых акселераторах, попадет в финал. Часть из них дойдет до суперфинала GenerationS, который пройдет на Корпоративном венчурном саммите 15 декабря в Москве. По его итогам только три проекта станут победителями акселератора. Но главное, отмечают организаторы, все стартапы получают возможность доработать свой продукт с потенциальным корпоративным заказчиком, наладить связи в среде корпораций, инвесторов и экспертов. Корпоративный партнер трека может стать инвестором или стратегическим заказчиком проекта, а разработка может быть включена в продуктовую линейку корпорации.

История с продолжением

GenerationS проходит уже в третий раз. Акселератор стартовал в 2013 году, он стал первой федеральной программой подобного рода в России, спровоцировав появление еще нескольких десятков схожих мероприятий в разных регионах. «Когда мы только запускались, мы еще не очень хорошо понимали наш формат, — рассказывает Гульнара Биккулова, член правления, директор департамента инновационных рынков РВК. — Сделали конкурс, собрали 70 проектов в акселератор, и все они были особенные. Бросалась в глаза разница в уровне подготовки проектов из сферы IT и из других отраслей. Интернет-проекты, приученные к мероприятиям подобных форматов, все схватывали на лету, быстро развивались, доминировали над остальными. Компаниям из других отраслей было намного сложнее. Зато позже мы заметили колоссальный прогресс команд, которые начинали с более низких позиций. Значит, ресурсы, которые давал стартапам акселератор, очень им пригодились». Сразу же, с 2013 года участники начали договариваться с коллегами из других регионов, открывать представительства в разных городах.

Главным новшеством следующего, 2014 года стала организация четырех отраслевых направлений обучения проектов (Industrial, BiotechMed, Cleantech, IT). Количество инвесторов возросло более чем в 1,5 раза, число заявок участников увеличилось почти на 300 штук. Наибольшее количество проектов поступило из Москвы, Казани и Санкт-Петербурга. В акселераторе принимали участие проекты, находящиеся на разных стадиях развития. Стартапами начали интересоваться специалисты, работающие в больших компаниях и имеющие значительный бизнес-опыт. Например, компанию «НаноСерв», занимающуюся технологиями очистки теплотехнического оборудования от накипи и других отложений, основала Елена Левина, работавшая до этого финансовым директором в маркетинговом агентстве PRM group в Краснодаре.

Компании, основанные «зрелыми» предпринимателями, участвуют в акселераторе и в этом году. К таким можно отнести компанию «Спецстройсервис» (занимается строительством заводов по переработке отходов и внедрением управленческих инноваций по переработке отходов). Ее учредителями являются компании, которые уже связаны с поставкой аналогичных технологий в Россию. «Мы сейчас запускаем проект в Калужской области, в городе Кирове, — рассказывает Владимир Ермолаев, сотрудник компании. — Мы там создаем завод по переработке отходов и зону научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). На этой базе мы планируем доводить различные небольшие разработки в области новых материалов из мусора до промышленных образцов. Наш приоритет — коммерческие деньги, а не бюджетное финансирование, а участие в предакселераторе — это интересный вариант маркетингового продвижения. Мы надеемся встретить здесь партнеров, которые помогли бы нам расширить географию бизнеса».

Успех придет не сразу

В этот раз цель акселератора — поиск корпоративных партнеров. В целом организаторы ожидали, что будет больше выпускников GenerationS прошлых лет (в результате их оказалось всего 5% от общего числа участников). «Мы рискнули и решили не оплачивать участие в очной части первого этапа в Москве, — говорит Гульнара Биккулова. — Все участники приехали за свои деньги, не имея никаких гарантий. Для меня это значит, что в России реально есть нацеленные на успех стартапы, что очень важно». К числу участников, для которых поездка в Москву на GenerationS стала серьезным испытанием, относится Олег Ким, руководитель компании «Хонбин» (Томск), занимающейся изготовлением компонентной базы для разных электронных устройств. Этому предпринимателю пришлось взять кредит в банке для того, чтобы приехать в Москву. Олег Ким — человек не публичный, про себя он рассказывает мало и «по делу»: хотел поступать в мореходное училище во Владивостоке, но по настоянию отца пошел в Томский политехнический университет, после окончания которого работал под руководством профессора Анатолия Корниенко в его математической лаборатории. «Лаборатория несколько лет существовала и не давала никаких результатов, а потом у нас все получилось, — вспоминает Олег Ким. — А поскольку корейцы народ упорный, работа над электронными схемами стала делом всей моей жизни».

Упорный и трудолюбивый стартапер из Томска сильно отличается от того, как представляли себе «усредненного инноватора» пару лет назад. Тогда собирательный образ выглядел следующим образом: молодой человек 22 лет с горящими глазами. Стартап для него — это первый опыт работы. Теперь ситуация изменилась, и в GenerationS участвуют в основном люди среднего возраста (35–45 лет). Они должны быть готовы постоянно развиваться и меняться. Да, способность быть гибким со временем утрачивается. Однако в GenerationS-2015 принимают участие и предприниматели старше 50 лет, которые готовы к работе в новом формате, где приходится часто «ломать» себя.

Стали «взрослее» и сами проекты. Так, в регионах в этот раз отбирали в основном те компании, у которых уже есть опыт взаимодействия с корпорациями. Жесткий отбор проходили и сами корпорации. Так, все понимают, что российским корпорациям инновации нужны, но процесс их привлечения часто превращается в фикцию. Поэтому организаторы акселератора сотрудничают только с теми компаниями, которые готовы вкладываться в его работу как финансово, так и предоставлять своих специалистов для участия в образовательных мероприятиях. «Одно дело — провести конкурс и формально отчитаться и совсем другое — показать какой-то результат», — резюмирует Гульнара Биккулова.

Проигравших нет

Уже на этапе отбора из общей образовательной программы в сами корпоративные акселераторы некоторые стартапы были высоко оценены экспертами и получили призы от организаторов и партнеров GenerationS. Например, компания IBM, генеральный партнер первого этапа GenerationS, вручила облачные мегагранты на сумму $120 тыс. пяти лучшим проектам по решению своих экспертов. Четыре гранта на ту же сумму вручила и компания Microsoft. Фонд посевных инвестиций GVA LaunchGurus предоставил восьми стартапам возможность принять участие в своих акселерационных программах. Компания Nanobotmodels Medical Animation выбрала трех победителей, которые получат в подарок 3D медицинскую анимацию. Наконец, РВК отобрала четыре команды, которые посетят два ключевых события инновационной и венчурной сферы Сингапура — TechVenture и TechInnovation-2015. Подробный список победителей спецноминаций доступен на официальном сайте GenerationS. «После участия в предакселераторе стартапы научились мыслить как инвесторы, — говорит Алексей Южаков, руководитель проекта «Промобот» (победитель прошлогоднего GenerationS и робототехнического трека Startup Village 2015). — Их свели с потенциальными заказчиками и клиентами. Но самое главное, что получили участники, — это общение в среде себе подобных. Команды нашли знакомых и друзей, к которым в любой момент можно обратиться, чтобы что-то уточнить и улучшить свой проект с учетом возможностей коллег».

Что будет с теми проектами, которые не прошли дальше первого этапа GenerationS, но тоже произвели хорошее впечатление на организаторов и экспертов? По словам Гульнары Биккуловой, после каждого акселератора стабильно остается 30–40 проектов, которым, может, и не повезло на GenerationS, но они начинают активно развиваться, попадая в поле видения инвесторов и ключевых участников рынка. Кроме того, у РВК и партнеров конкурса есть линейка других интересных программ и мероприятий, о которых члены сообщества GenerationS узнают первыми. «Мы будем предлагать стартапам какие-то варианты, но главное, чтобы инициатива была и от них самих, — заключила Гульнара Биккулова. — Мы хотим помогать, но мы не будем ни за кем бегать».

Комментарии
Прямой эфир