Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В The Times сообщили о планах Британии создать внутреннюю гвардию из добровольцев
Мир
В сербской Нише по инициативе Вучича прошел митинг
Общество
В Москве экс-главу Binance в СНГ заключили под стражу
Спорт
ФК «Балтика» стал победителем Первой лиги впервые за 30 лет
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и небольшой дождь в Москве 18 мая
Армия
Боец ВС РФ рассказал о рукопашной схватке с боевиком ВСУ в Александрополе в ДНР
Мир
ЦАХАЛ сообщила о запуске ракеты из Йемена в сторону Израиля
Армия
Сержант Черновалов восстановил работу ретранслятора под артиллерийским обстрелом ВСУ
Происшествия
В Орле сотрудники МЧС спасли из пожара в девятиэтажном доме 11 человек
Мир
Главы МИД Турции и Ирана обсудили переговоры по ядерной программе
Общество
Путин поручил разработать меры по введению запрета на пластик на Байкале
Мир
Мирошник допустил обсуждение прекращения огня на следующих переговорах по Украине
Мир
Рубио назвал результативными переговоры России и Украины в Стамбуле
Общество
В Санкт-Петербурге задержали блогера Владоса Мироса
Спорт
Фигуристы Степанова и Букин попросили президента МОК объяснить их недопуск к ОИ
Мир
В Финляндии при столкновении двух вертолетов погибли пять человек
Мир
Полиция Лондона арестовала второго подозреваемого в поджогах домов Стармера

«Узнать душу нации можно, посмотрев пару хороших фильмов»

Президент Азиатской киноакадемии Мохсен Махмальбаф — о восточной природе российского кино и о том, почему режиссер должен заниматься правозащитной деятельностью
0
«Узнать душу нации можно, посмотрев пару хороших фильмов»
Фото: sakhalinfilmfestival.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Председателем жюри пятого Сахалинского международного кинофестиваля «Край света» стал Мохсен Махмальбаф, классик иранского кино и президент Азиатской киноакадемии. В 17 лет, будучи противником шахского правительства, Махмальбаф напал на полицейского, за что получил тюремный срок. Этот эпизод изменил его жизнь и лег в основу одной из лучших его картин — «Миг невинности». С середины 1980-х годов он становится одним из самых известных иранских режиссеров. Одновременно с этим портятся его отношения с правительством, и он вынужденно покидает страну — снимает в Афганистане, Индии, Таджикистане и многих других странах. Свой последний фильм — «Президент», представленный на сахалинском фестивале, он сделал в Грузии. Помимо кинопроизводства, Махмальбаф активно занимается преподаванием и образовательными проектами. 

Накануне объявления решения жюри фестиваля с Мохсеном Махмальбафом встретился корреспондент «Известий».

— Два года назад вы были председателем жюри Московского кинофестиваля, сегодня вы здесь, следовательно, представление о современном российском кино имеете. Насколько вам интересно, что в нашем кинематографе происходит сегодня?

— У российского кино, без сомнения, было великолепное прошлое. Например, Эйзенштейн чрезвычайно повлиял на мировое кино, и на иранское в том числе. Параджанов и Тарковский — наверное, мало кем я восхищаюсь, как ими. Надо сказать, что, помимо кинематографа, на меня очень повлияла русская литература — я говорю о Чехове, Горьком, Толстом, о Пушкине, конечно. Что касается современности, мне понравился «Левиафан». Вообще я не зациклен на прошлом и смотрю много молодого кино со всего мира, и из России в том числе, но боюсь, слаб на имена (смеется).

 Фестиваль «Край света» исследует взаимопроникновение российской и азиатской кинематографии. На ваш взгляд как президента Азиатской киноакадемии, насколько сильны эти связи?

— В этом году в Пусане мы выбирали сотню лучших азиатских фильмов, и я предложил выбирать и среди российского кино. Мне предложили выбрать десять фильмов, и будь моя воля, девять из них было бы из России — шесть Тарковского, два Параджанова и один Эйзенштейна (смеется). Может быть, я и ошибаюсь, но мне кажется, Тарковский — это совсем не европейское кино. Как и Параджанов или Эйзенштейн. А вообще, честно говоря, я не вижу особого смысла в разделении — азиатское кино, европейское кино. Мы все живем на одной планете и прежде всего люди. И самые лучшие фильмы посвящены общечеловеческим проблемам, в какой бы стране их ни снимали.

Вы активно занимаетесь преподаванием, даже члены вашей семьи стали кинематографистами. Расскажите, как кино стало семейным делом?

— Есть устойчивые стереотипы по поводу искусства, с которыми, мне кажется, нужно бороться. Например, почему родители могут заниматься кино, а дети — нет? (Смеется.) Почему мужчина может снимать фильмы, а женщина — ни в коем случае? Я не понимаю этого. Кинокамера — это ведь как ручка, способ самовыражения и самопостижения. Если любой мальчик или девочка с 6 лет может учиться читать и писать, то почему бы не обучать снимать кино? Я верю, что очень скоро всё это войдет в программу начальной школы.

Что касается конкретно нашей семьи — мои близкие просто не могли остаться в стороне. Как сказала однажды моя старшая дочь: «Я люблю своего отца и вижу, как он любит искусство. Поэтому и я полюбила искусство». «Кинодом Махмальбаф» (кинокомпания семьи режиссера. — «Известия») — это не просто продюсерская компания или киношкола. Кино для нас не работа, не хобби, а способ жизни. Мы как семейная ферма, только занимаемся не сельским хозяйством, а кинематографом (смеется).

— Как так получилось, что в Иране появилась такая концентрация свободолюбивых кинорежиссеров? Я имею в виду, почему именно кино, а не какой-то иной вид искусства, стало передовой борьбы за свободу и демократические ценности — этому были какие-то конкретные предпосылки?

— Что касается меня, так сложилось, что с самого детства я желал изменить мир. Я не могу объяснить почему — может, из-за прочитанных книг или людей, которых я встречал, — но это желание было всегда со мной. В моей борьбе против шаха, из-за которой я угодил в тюрьму, не было политических мотивов, а только желание перемен. Уже в тюрьме я осознал, что оппозиция не сильно отличается от правительства — обе стороны были фактически отражением друг друга. Почему же мы должны воевать? Я понял, что общество нужно менять через культуру.

Не все деятели искусства осознают силу искусства и силу кино — то, что, влияя на человеческие умы, можно менять и само общество. Иранские режиссеры это понимают. В своем фильме «Миг невинности» я критиковал иллюзии своей молодости, что жестокостью и насилием можно совершать благие дела, говорил о том, что менять жизнь нужно мирным путем. Я был не один — сколько еще снято фильмов, написано статей и книг, повлиявших на иранское общество, придавленное прессом идеологии, западных санкций и войны с соседями? И, думаю, именно благодаря этому реформы стали постепенно воплощаться в жизнь.

Но нельзя сказать, что иранское кино говорит только о свободе. Нет, область идей гораздо шире и глубже. Самое важное, что я бы назвал, — это взаимопонимание между людьми. Если я приеду в Россию как турист, я не смогу понять, что такое Россия. Если вы проживете три месяца в Иране, вы не поймете, что такое Иран. Но узнать душу нации можно, посмотрев пару хороших русских или иранских фильмов. Кино — это зеркало, чтобы взглянуть самому и узнать, что ты есть на самом деле. И в то же время — письмо, отправленное друзьям за границу о себе настоящем. У нас в Иране порядка 20 хороших режиссеров, известных всему миру. Каждый из них не похож на другого и говорит много нового о нашей стране.

Зная о вашей активной правозащитной деятельности, правильно ли я понимаю, что для вас просто заниматься искусством недостаточно?

— Мне нравится метафора, что искусство — оно как дерево. Не только дает плоды, но и отбрасывает тень для тех, кто не имеет своей крыши над головой. Пусть я снимаю кино, но я же человек. Когда я был в Афганистане и видел детей, которые не имеют образования, разве мог я сказать, что это не мое дело? Если не мое, то чье? В результате нашей работы полмиллиона детей смогут научиться читать и писать, и следовательно, получат шанс на лучшую жизнь — это разве хуже, чем один снятый фильм? Всего в Афганистане мы реализовали 82 правозащитных проекта, связанных со здравоохранением, образованием, с защитой женских прав, и так далее — но это капля в море.

Если я могу помочь, я постараюсь это сделать. Можно, снимая фильм, учить детей основам режиссуры. Помочь бедняку, сняв его в картине и заплатив за роль. Для меня кинопроизводство, правозащитная деятельность и политическая борьба — вещи неразделимые. Я не могу сказать: «Мне неважно, что делает мое правительство — убивает людей на улицах или арестовывает невиновных, — я делаю свое кино». Нет, я остановлю съемки и постараюсь сделать всё, что в моих силах, чтобы это остановить. В этот момент я уже не режиссер, а партизан. Я готов умереть, меня не раз уже пытались убить, ну и что — мы все однажды умрем. Важно — как умереть и за что. Любая деятельность — будь ты кто угодно, режиссер, ученый или политик — не имеет смысла, если ты ради нее перестаешь быть человеком.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир