Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Хочется, чтобы на Сахалине появилось собственное кинопроизводство»

Генпродюсер фестиваля «Край света» Алексей Агранович — о том, как сделать Южно-Сахалинск центром притяжения для кинематографистов
0
«Хочется, чтобы на Сахалине появилось собственное кинопроизводство»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 21 по 28 августа в Южно-Сахалинске пройдет пятый, юбилейный международный кинофестиваль «Край света». Конкурс из 10 картин (где есть, например, «Стоп» Ким-Ки-Дука и «Тряпичный союз» Михаила Местецкого) будет судить жюри во главе с классиком мирового кино, президентом Азиатской киноакадемии Мохсеном Махмальбафом. Годом ранее «Край света» отметили на Санкт-Петербургском культурном форуме как один из самых перспективных региональных проектов. Корреспондент «Известий» встретился с генпродюсером фестиваля Алексеем Аграновичем.

— Сейчас едва ли не каждую неделю приходит новость, что еще один фестиваль закрылся или ощутимо сокращает программу. Как на фестивале «Край света» отразились кризис и отставка предыдущего губернатора?

— Никак. Дело в том, что расходы на фестиваль были внесены в бюджет Сахалинской области еще в прошлом году. Что касается исполняющего обязанности губернатора Олега Николаевича Кожемяки и его отношения к фестивалю — мы встречались несколько раз, и есть ощущение, что он понимает важность и нужность этого проекта для области и города. Естественно, он не знаком с проектом близко — еще не имел такой возможности. Поэтому знакомиться мы будем через совместную работу, и окончательное представление у нового руководства о нашем фестивале должно сформироваться уже после его окончания. Что будет дальше — посмотрим.

Для нас, в общем, ничего не изменилось, будем стараться делать то, что делали раньше. Как и раньше, самым важным для нас было, есть и будет внимание, степень доверия к нам населения Южно-Сахалинска. Мы в прошлом году вышли на серьезный уровень — 25 тыс. посещений. Кончено, это не значит, что нас посетило 25 тыс. человек, некоторые ходили по нескольку раз, но это в целом около 10 % городского населения. Да, показы у нас бесплатные, но поход на фестивальное кино требует определенных интеллектуальных и эмоциональных затрат, а это порой труднее, чем расстаться с деньгами. В общем, мы планируем эту планку держать и даже немного поднять.

 Фестиваль запустил в прошлые годы постоянные воркшопы — киномастерскую «Европеец-Азиат» и урбанистическую мастерскую «Парк Гагарин: Сделай сам». В этом году будете запускать что-то новое?

— Да. Одна из главных проблем с развитием кинематографии на Сахалине — это то, что кино — дело дорогое. Поэтому в этом году мы открываем воркшоп по мобильному кино «Артфон», который будет вести Максим Муссель. У Максима есть своя профессия, он известный социолог, но в какой-то момент он занялся режиссурой мобильного кино, и на данный момент у него в портфолио уже несколько работ, которые участвовали и побеждали в международных фестивалях мобильных фильмов. Мы попросили его поделиться опытом с сахалинцами — потому что смартфоны, в отличие от профессиональных камер, сегодня есть почти у всех. 

Второй воркшоп, который мы запускаем, называется «Фотографика». Как нетрудно понять из названия, он посвящен фотографии, работа здесь будет идти по трем направлениям — репортажная фотография, фото как современное искусство и фото как медиа. Объектом внимания этого воркшопа станет сам фестиваль, лучшие работы мастерской мы ежедневно будем в виде слайд-шоу показывать перед сеансом в кинотеатре на площади, а в конце фестиваля отдадим под них специальный выпуск фестивальной газеты. Фотография — один из самых доступных визуальных языков. Я уверен, что после окончания фестиваля приобретенные навыки участники воркшопа смогут применить на острове — это одно из самых удивительных и красивых мест на Земле.

«Хочется, чтобы на Сахалине появилось собственное кинопроизводство»











— Эти мастерские тоже станут постоянными?

— Если в результате всей этой истории появится сообщество энтузиастов или интернет-ресурс, сделанный силами участников воркшопа, мы будем только рады. Фестиваль — это же про общение. Это всегда про разговор одних людей с другими. Мы можем только попытаться научить языку, но общаться дальше придется самим. Для нас главное — преодолеть страх перед коммуникацией, страх неумения и незнания, разбудить в людях желание говорить.

 В работе фестиваля социальная деятельность занимает едва ли не больше места, чем собственно культурная. В этом направлении вы как определяете приоритеты? Опираетесь на какие-то выкладки регионоведов?

— Круг проблем, над решением которых призван работать фестиваль, мы определили через разговоры с местным министерством культуры и администрацией. Сопоставили с нашими наблюдениями — все-таки мы уже несколько лет разговариваем с жителями острова. Ну и потом мы держали в уме не совсем удачные опыты наших коллег в других регионах.

 То есть отталкиваетесь от того, что точно делать не надо?

— Мы изначально стремились к тому, чтобы наша активность не выглядела как такая московская фантазия. Да, у фестиваля есть возможности, но приоритеты определять должны сами сахалинцы. С самого начала мы пытались понять, зачем этот кинофестиваль может быть нужен — не вообще, а конкретно здесь, на Сахалине. Зачем местной администрации тратить на него значительную сумму денег? И нам хотелось ощутимых результатов. Мы все прекрасно знаем, сколько фестивалей идет по стране с полупустыми залами, на которые тратятся бюджетные деньги. И закономерно возникают вопросы — почему эти средства идут на фестиваль, а не на то, чтобы отремонтировать остановку или построить новый детский сад? Мы хотели бы, чтобы в нашем случае таких вопросов не возникало и люди знали, что они получают взамен потенциального детского сада.

 10% от общего числа жителей — это если не предельный уровень посещаемости, то близкий к пределу. Куда и как будете двигаться дальше?

— Рост посещения, пусть и небольшой, еще будет, мы его во всяком случае ждем и планируем. В следующем году, мы надеемся, нам удастся провести параллельно с нашим еще один фестиваль, но уже детского кино — «Игра света». Дело в том, что по соседству с театром им. А. Чехова, где идут наши показы, после реконструкции открывается новый кинотеатр «Октябрь». Переезжать мы туда не хотим — нам дорог наш фестивальный кластер, который мы ежегодно строим вокруг театра, с информационным шатром, шатром для дискуссий и мастер-классов, кинотеатром на площади. Но и отдавать, условно говоря, «Трансформерам» новый «Октябрь» мы не имеем права. А фестиваль детского кино позволит захватить другую аудиторию, которая по различным причинам, в том числе из-за возрастных ограничений, на «Край света» попасть не может.

Мы сможем заняться детьми и готовить их с культурной точки зрения к взрослому фестивалю. При фестивале можно будет открыть детскую киношколу, чтобы через игру приучать людей к кинематографу. Кроме того, уже в этом году у нас состоится презентация проекта регионального кинофонда. Мы бы хотели предложить администрации и минкультуры Сахалина выделять ежегодно какую-то сумму из бюджета области на поддержку местной кинематографии. У фонда будет худсовет из известных кинематографистов, а заявки будут рассматриваться на питчинге — профессиональной презентации проектов. Первый такой питчинг мы проведем сейчас на фестивале, своего рода репетицию. Мы решили, что лучший способ рассказать о том, что такое кинофонд и зачем он нужен — это презентация проектов, которые могли бы быть реализованы уже сейчас. В дальнейшем, если наш проект примут, любой желающий сможет подать заявку и сделать профессиональный продукт. То есть мы всерьез рассчитываем, что через какие-то годы в регионе заработает налаженная инфраструктура.

 А если взять большую перспективу, лет в десять. Все звезды сойдутся, планы воплотятся — что будет в Южно-Сахалинске?

— Ну, если по-бендеровски закинуть ногу за ногу… Хотелось бы, во-первых, чтобы «Край света» превратился в мощный международный кинофорум и профессионалы стремились бы сюда попасть. Они уже стремятся, конечно, но репутация крупного киносмотра за 5 и даже 10 лет не делается. Это долгий процесс. Наш программный директор Алексей Медведев активно налаживает связи с восточными кинематографиями, ежегодно собирая одну из лучших кинопрограмм в стране. Лучшее продвижение в профессиональной среде — это сарафанное радио тех, кто уже побывал. Пока все, кто у нас был в жюри, к счастью, остались довольны, и прислали поздравления к пятилетию фестиваля.

Во-вторых, было бы замечательно, чтобы на фестиваль приезжали люди из других регионов России. Конечно, развитие культурного туризма зависит не только от нас, но и от, например, цен на билеты авиаперевозчиков. Поездка на Сахалин — удовольствие дорогое. И тем интереснее поднять уровень фестиваля до такой планки, чтобы интересующиеся кино люди всерьез могли рассматривать поездку сюда как один из вариантов насыщенного событиями летнего отпуска. Ну а почему нет? Еще — очень хотелось бы, чтобы на Сахалине появилось собственное кинопроизводство. Региональный кинематограф, конкурентный внутри страны, а может, и не только внутри страны, который будет работать на имидж острова и резко изменит культурный фон здесь. Вот такая программа-максимум. 

«Хочется, чтобы на Сахалине появилось собственное кинопроизводство»

«Хочется, чтобы на Сахалине появилось собственное кинопроизводство»

Citizenfour%3A%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0%20%D0%A1%D0%BD%D0%BE%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0.%20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0%20%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8F%20%C2%AB%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B9%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%C2%BB

«Хочется, чтобы на Сахалине появилось собственное кинопроизводство»

Комментарии
Прямой эфир