Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Россия и Египет призвали к прекращению огня в секторе Газа в Рамадан
Культура
Музыканты сербской группы «Джепови» рассказали о любви к России
Общество
Мэр Белгорода рассказал о ликвидации последствий ракетных атак ВСУ на город
Мир
Актриса Дженнифер Лик из «Молодые и дерзкие» умерла от редкого заболевания мозга
Общество
Фестиваль «Брат-2: живой Soundtrack» стартует в Петербурге
Недвижимость
Адвокат назвал способы проверить застройщика на стадии котлована
Общество
Девятый арестованный по делу о теракте в «Крокусе» признал вину частично
Авто
Названа причина отсутствия в России дешевых автомобилей из Китая
Общество
Криптобиржа Beribit прокомментировала обыски в своем офисе в Москве
Общество
Минпромторг сообщил о регулярных поставках в Россию препарата от диабета «Фиасп»
Здоровье
Британцы назвали снижающее риск диабета и болезней сердца блюдо
Общество
Суд арестовал девятого фигуранта дела о теракте в «Крокус Сити Холле»
Общество
Писатель назвал способ выработать привычку к чтению
Общество
Одного из террористов привезли к «Крокусу» для следственных действий
Мир
Украинцам рекомендовали готовиться к отключениям электроэнергии
Мир
Конгрессмен Маст представил алфавит из неудач Байдена

ЦБ и Росфинмониторинг предлагают увеличить лимит анонимных операций

Без идентификации клиенты банков смогут переводить суммы до 40 тыс. рублей
0
ЦБ и Росфинмониторинг предлагают увеличить лимит анонимных операций
Фото: REUTERS/Ilya Naymushin
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минимальная сумма операции, не требующей идентификации банковского клиента, будет значительно увеличена с текущих 15 тыс. рублей. Об этом говорится в Концепции модернизации антиотмывочного законодательства, разработанной Росфинмониторингом, Центробанком и экспертной группой при комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, а также Национальным советом финансового рынка (НСФР).

Как сообщил «Известиям» замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный, до декабря 2015 года лимит будет повышен до суммы в районе 40 тыс. рублей. Речь идет о таких операциях, как прием банками и электронными платежными системами платежей от граждан, денежные переводы, купля-продажа валюты и пр. Ливадный уточнил, что в интернет-кошельках, которые совсем не требуют идентификации пользователя, повышенный лимит действовать не будет.

— Детали еще обсуждаются. Мы не против запрашиваемого отраслью увеличения потолка анонимных платежей, но это возможно только в случае абсолютно прозрачного назначения платежа, когда понятно, куда уходят деньги, — говорит Ливадный. — Если назначение платежа вызывает сомнения, будет применяться действующий лимит в 15 тыс. рублей. Хочу подчеркнуть, что Росфинмониторинг не требует от банков отчетов по операциям на сумму ниже 600 тыс. рублей, если они не вызывают подозрений, поэтому движение лимита неидентифицируемых операций не отразится на загрузке банков, а, напротив, облегчит жизнь им и клиентам.

Поправки, согласно концепции (есть у «Известий»), должны быть внесены в антиотмывочный закон 115-ФЗ. Как пояснил председатель НСФР Андрей Емелин, действующая планка — установленная в 2001 году — с учетом инфляции (140% за 14 лет) неудобна как банкам, так и клиентам. При операциях на сумму свыше 15 тыс. рублей банк должен проводить идентификацию клиента по паспорту и проверять документ на подлинность, а низкая планка приводит к необходимости проведения полной идентификации по большинству операций.

Концепция модернизации антиотмывочного законодательства разработана во исполнение плана по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке, которую утвердил зампред правительства Аркадий Дворкович 18 мая 2015 года. По словам близкого к регулятору источника, в целом обсуждения в Банке России находятся пока в широком диапазоне: 30–100 тыс. рублей. По мнению собеседника, адекватным порогом была бы сумма в 50–60 тыс. рублей.

Аргументируя необходимость повысить лимит в 15 тыс., Емелин также указывает, что на практике должным образом не заработала система упрощенной идентификации (УПРИД), которая была предусмотрена прошлогодними поправками в антиотмывочный закон (от 5 мая 2014 года № 110-ФЗ).

— УПРИД сегодня предусматривает три способа идентификации: оригиналом или заверенной копией паспорта; данными из Пенсионного фонда России (СНИЛС), Федерального фонда обязательного медстрахования (номер полиса ОМС) или налоговой (ИНН); электронной подписью в системе ЕСИА, если личность гражданина установлена при выдаче ключа подписи, — поясняет Емелин. — Несмотря на закрепление УПРИД законодательно, институт пока так и не заработал должным образом. В этих условиях единственным способом упростить жизнь гражданам остается повышение порога идентификации. К сожалению, до сих пор норма законодательства о создании реально действующей упрощенной идентификации не реализована. Необходимое распоряжение правительства вышло только в июле 2015 года. По самым оптимистичным оценкам, элементы этой системы в виде специальных ведомственных электронных сервисов для банков могут появиться не ранее конца осени, то есть реально для граждан заработать упрощенная идентификация сможет только в следующем году. Сегодня же при операциях свыше 15 тыс. рублей банк должен не просто проводить идентификацию клиента по паспорту, но и проверять сам документ на подлинность с использованием сервиса на сайте Федеральной миграционной службы. Однако этот сервис работает с серьезными перебоями, часто выдает недостоверные данные, в результате чего банки в соответствии с указанием ЦБ вынуждены отказывать гражданам в совершении операций.

Официальные представители ЦБ сообщили «Известиям», что выскажут официальную позицию и ответят НСФР в установленный срок.

По словам зампредседателя НСФР Александра Наумова, в рекомендациях международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF) жестких требований по порогам сумм, с которых начинается идентификация клиента по разовой операции, нет, однако в качестве рекомендованной предлагается сумма, эквивалентная $1 тыс./€1 тыс.

— Учитывая нынешний курс рубля к доллару США и евро, паритетной суммой для такого порога как раз является сумма не менее 60 тыс. рублей, — отмечает Наумов. — Если раньше стандартный пакет коммунальных услуг, пошлин, налогов и штрафов для населения не превышал предела, установленного в действующем законодательстве — 15 тыс. рублей, то с учетом индексации теперь данные расходы не укладываются в этот лимит. Кроме того, FATF также рекомендует пороги сумм, до которых по разовым операциям идентификация может проводиться упрощенно, — $15 тыс./€15 тыс. (около 1 млн рублей по текущему курсу). Низкий лимит в 15 тыс. рублей в постоянно увеличивающемся массиве формальных требований 115-ФЗ, не приводящих к существенному сокращению объемов реально сомнительных операций, снижает возможности качественного анализа банками незаконных схем и выявления подозрительных операций.

По данным ЦБ, на сомнительные операции в 2011 году приходилось $33,26 млрд, в 2012-м — $38,81 млрд, в 2013 году — $26,5 млрд, а в 2014-м их объем сократился до $8,6 млрд, за 2015 год статистики еще нет. Чистый отток капитала из России достиг рекордных $151,5 млрд в 2014 году (что втрое больше, чем в 2013-м) и и превысил отметку 2008 года — $133,6 млрд.

Начальник управления кассовых операций Тройка-Д банка Ольга Ухарева отметила, что при увеличении лимита анонимных транзакций граждане смогут чаще пользоваться банкоматами и терминалами, интернет-кошельками, а очереди в кассы банков сократятся.

— Оптимальный лимит, исходя из среднего чека по операциям через банкоматы и терминалы, — 50 тыс. рублей (без идентификации), — комментирует руководитель центра развития эквайрингового бизнеса Бинбанка Никита Хомутов. — Увеличение лимита до 50–60 тыс. рублей будет удобно в частности тем клиентам, которые оплачивают обучение в вузе, лицее, детском саду. Сейчас лимита в 15 тыс. рублей явно не хватает даже в регионах, где цены за обучение ниже московских.

Комментарии
Прямой эфир