Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Киеве возмутились словами премьера Грузии о риске «украинизации» страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Мир
Пять мест базирования боевиков в сирийской провинции Хомс были уничтожены ВКС РФ
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
Маск хочет профинансировать сбор подписей в защиту свободы слова в США
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Мир
Белый дом опроверг заявление Байдена о съедении его дяди людоедами
Общество
Уровень воды в Тоболе в районе Кургана превысил отметку в 10 м
Мир
СМИ сообщили о неспособности ВСУ удержать позиции из-за дефицита снарядов
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии

Москва и Эр-Рияд поспорили из-за Асада

План по борьбе с «Исламским государством» выглядит пока неосуществимым из-за принципиальной позиции Саудовской Аравии
0
Москва и Эр-Рияд поспорили из-за Асада
Фото: Министерство иностранных дел Российской Федерации/mid.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Участившиеся встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его коллеги из Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра пока не принесли желаемого результата в вопросе о дальнейшей судьбе сирийского президента Башара Асада.

Несмотря на то что за прошедшую неделю министры встречались два раза (первая встреча состоялась в столице Катара Дохе), Эр-Рияд по-прежнему настаивает на том, что вопрос с Асадом решен — ему нет места в будущем Сирии.

Российская сторона придерживается иной точки зрения и традиционно отстаивает интересы сирийского лидера. При этом Москва уверена, что попытка решить вопрос со сменой правительства в Сирии военным путем может привести лишь к победе террористов из группировки «Исламского государства».

Встреча глав политических ведомств в Москве 11 августа стала, как выразился аль-Джубейр, откровенной. Чувство открытости передалось и на последующую пресс-конференцию, которая длилась около 1,5 часа и выглядела как откровенное противостояние Лаврова и его коллеги из Саудовской Аравии. И хотя по итогам конференции министры, улыбнувшись, назвали друг друга друзьями, обстановка показалась журналистам крайне напряженной.

По мере того как риторика саудовского дипломата становилась резче с каждым вопросом по поводу дальнейшей судьбы Сирии и участия в ней Асада, у российского министра явно портилось настроение. Традиционно тактичный и выдержанный Лавров не смог сдержать недовольство, что выразилось в обращении к переговаривающимся во время пресс-конференции журналистам с вопросом: «Мы вам не мешаем?»

Было ясно, что продвигаемому Москвой плану по созданию коалиции в борьбе с «Исламским государством», предложенному российским президентом в ходе встречи с преемником последнего принца Саудовской Аравии в Санкт-Петербурге в июне 2015 года, далеко до воплощения в жизнь.

Идея российского президента заключалась в том, что создается единый фронт по борьбе с «Исламским государством», который объединит усилия всех воюющих с террористами и усилия тех стран, которые могут оказать поддержку.

Однако план включает в себя объединение усилий противоборствующих сторон — сирийской, иракской армий, курдов и международной коалиции союзников в регионе во главе с США. В Москве аль-Джубейр явно дал понять, что Эр-Рияд никогда не пойдет на сближение с официальным Дамаском.

— Что касается коалиции, то мы не имеем в виду коалицию в классическом виде: с главнокомандующим, родами войск под его началом и т.д. Речь идет об очень простой вещи. Уже сейчас «на земле» с террористами воюют сирийская и иракская армии, курды, отряды вооруженной сирийской оппозиции, которые опираются на поддержку извне. Речь только о том, чтобы без формирования армий стран региона, направления их в район боевых действий каким-то образом скоординировать всех, кто уже воюет с террористами, чтобы они видели главную свою задачу — борьбу с угрозой терроризма, а сведение счетов между собой — самими сирийцами и иракцами — было бы отложено на потом, когда угроза будет отведена, — добавил Лавров после комментария аль-Джубейра, который в очередной раз заявил, что Эр-Рияд не пойдет на объединение усилий с Асадом. — Не только Россия, но и многие зарубежные военные эксперты абсолютно убеждены, что без объединения всех, кто противостоит террористам «на земле», удары с воздуха, осуществляемые США и коалицией, не дадут желаемого результата и ИГ не будет побеждена.

Но сложности и разногласия на этом не заканчиваются. Россия настаивает на том, что сотрудничество с уже созданной США коалицией по борьбе с «Исламским государством» может состояться только после того, как коалиция будет оформлена в необходимую резолюцию Совбеза ООН. Мандат Совбеза ООН принципиально важен для Москвы, тем более что тогда его придется согласовывать с Дамаском, как это делалось, когда создавалась аналогичная коалиция в Ираке.

— Важно только обеспечить, чтобы любые действия в сфере антитеррора, включая действия упомянутой коалиции под американским командованием, соответствовали нормам международного права и были стопроцентно легитимны, как в Ираке, где есть согласие правительства, так и на сирийской территории, где к этому вопросу нужно так же подходить, — считает российский министр.

Правда, в одном министры все-таки сошлись — необходимо действовать в рамках пунктов первого Женевского коммюнике от июня 2012 года, где четко прописан план создания переходного управляющего органа, которому перейдет вся полнота исполнительной власти. Но каким образом создать этот переходный совет — военным или мирным путем, — тут снова начинаются разногласия.

Москва настаивает на том, что в Женевском коммюнике четко сказано — «состав такого органа и решение о его создании должны быть определены на основе общего согласия между правительством Сирии и всем спектром оппозиционных групп».

— Женевское коммюнике было одобрено принятыми консенсусом резолюциями Совета Безопасности ООН, которые обязательны к исполнению. Поэтому здесь даже спорить не о чем. Сегодня мы занимались тем, что сопрягали наши усилия, призванные создать оптимальные условия для начала диалога о полном выполнении Женевского коммюнике, — заявил Лавров.

Однако Саудовская Аравия и ее союзники в регионе, подписавшись под всеми пунктами документа, продолжают ему противоречить.

По мнению Эр-Рияда, Асад является частью сирийской проблемы, а не частью ее решения, так как «именно он виноват в гибели 300 тыс. сирийцев и появлении 12 млн беженцев».

— Вопрос с Башаром Асадом решен. У него нет будущего в Сирии. Единственный вопрос, который нас волнует, заключается в том, как это будет осуществлено — или мирным путем с помощью переходного совета, или военным, — сказал аль-Джубейр. — Наше различие с российской позицией заключается в том, что российская сторона настаивает, что будущее Асада должно определять межсирийский диалог. Что касается переходного периода и сохранения государственных структур — в этом у нас нет различий с РФ. Мы подчеркивали необходимость сохранения государственных и военных структур после Асада и поэтому хотели бы подчеркнуть, что любые информационные вбросы в мировых СМИ о якобы изменившейся позиции Королевства Саудовская Аравия по отношению к кризису в Сирии не имеют под собой почвы и оснований.

Подытожив общую мысль всей встречи, глава российского внешнеполитического ведомства заявил, что есть только одно разногласие — судьба сирийского президента.

— Как сказал мой коллега и друг аль-Джубейр, у нас действительно есть расхождения, касающиеся главным образом единственного вопроса — судьбы Асада. Мне бы очень не хотелось, чтобы какая-либо из влиятельных стран, так или иначе вовлеченных в события вокруг сирийского кризиса, надеялась, что проблема Асада может быть решена военным путем. Единственный способ военного решения — это захват власти «Исламским государством» и прочими террористами. Не думаю, что кто-то этого хочет, — заявил Лавров. — Наверное, можно говорить о том, какие проблемы внутри Сирии возникли и продолжают обостряться, но Асад не угрожает ни одной соседней стране, а ИГ не просто угрожает Ираку, Сирии, Саудовской Аравии и заявляет об этом публично, но этот террористический механизм составляет некие карты от Испании до Пакистана. Поэтому здесь нам всем надо соизмерить масштаб угроз.

Главный союзник Саудовской Аравии — США — в это время пошел на совсем отчаянные меры: согласно недавнему распоряжению американского президента Барака Обамы, вооруженные силы США получили право отвечать на любые враждебные действия против сирийской умеренной оппозиции. А Пентагон имеет право защищать противников Асада с воздуха в случае атак на них не только «Исламского государства», но и сирийской армии. То есть Обама признал прямую вовлеченность США в гражданскую войну в иностранном государстве на стороне противников официального Дамаска.

Москва считает, что позиция Вашингтона по поддержке умеренной оппозиции в Сирии с воздуха еще больше осложнит борьбу с терроризмом.

— До сих пор все примеры подготовки на территории соседних государств американскими инструкторами боевиков так называемой умеренной оппозиции заканчивались тем, что они оказывались на стороне экстремистов, — отметил Лавров.

Комментарии
Прямой эфир