Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Будни и праздники поколения Z

0
Будни и праздники поколения Z
Фото: YAY/ ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Согласно исследованию Ericsson ConsumerLab, посвященному десяти основным потребительским тенденциям 2015 года, дети сегодня полностью полагаются на интернет. Кто-то из родителей счастлив передоверить виртуальному пространству необходимость обучать и развлекать своего ребенка, а некоторые приходят в ужас от очевидной интернет-зависимости своих чад. Но стоит ли так уж пугаться?

Наши дети живут в субкультуре, характерной особенностью которой является интерактивность. «В ее основе лежит доступ к информации в любое время и в любом месте, — отмечает руководитель службы аналитики Ericsson ConsumerLab в регионе Северная Европа и Центральная Азия Татьяна Ледовская. — Поколение Z уделяет больше времени интерактивным мониторам, чем пассивному просмотру телевизора. Но зато и само будет впоследствии более активно в реальной жизни».

Зайка против гаджета

Ноу-хау в итоге будут способствовать даже занятиям спортом и играм на свежем воздухе. К примеру, футбольный мяч Adidas Smart Ball уже собирает статистику о том, как именно его пинают. Чтобы ознакомиться с этой статистикой, сегодня необходим экран. Скорее всего в будущем данные будут отображаться прямо на мяче: когда все предметы станут интерактивными, детям уже не придется сутулиться перед экранами.

А как же быть со старыми добрыми игрушками? Вытеснят ли их совсем планшеты и роботы? Специалисты пока утверждают, что появление нового поколения детских товаров не снизило спроса на обычные игрушки. «Во-первых, ничто не заменит малышу любимой мягкой игрушки и куклы: они для него живые, одушевленные. Разве можно обнять планшет в своей кроватке так, как любимого пушистого зайку? — успокаивает консерваторов директор департамента маркетинга компании «Мир детства» Елизавета Земцова. — Ни один самый умный гаджет не восполнит тех эмоций и навыков общения, которые дают малышам игры в куличики и «дочки-матери», в магазин и в больницу с самыми обычными игрушками. К тому же плоские гаджеты с электронными звуками и искусственными цветами не развивают сенсорику и мелкую моторику малышей».

Кроме того, для российских покупателей в нашей большой стране не на последнем месте стоит вопрос цены на детские товары, и электронные игрушки могут себе позволить далеко не все родители. Но так или иначе трудно отрицать, что гаджет, набитый играми, стал той заветной мечтой, вокруг которой вращаются мысли большинства современных детей и подростков.

Разминка для ума

Какие же навыки можно развить у детей с помощью мобильных приложений? Если вы хотите чему-то научить ребенка — скорее всего такое приложение уже есть, считают эксперты. Есть игры, которые учат программированию, географии, математике, чистке зубов (!), уходу за животными, охране природы, есть приложения для детей-аутистов, которые позволяют им лучше адаптироваться в обществе.

При этом, к сожалению, многие дети, да и родители, считают планшет игрушкой и не знакомы с ассортиментом его образовательных возможностей. Продвинутые российские учителя рекомендуют своим ученикам целый ряд различных полезных программ. К примеру, в приложении iMovie и Explain Everything школьники младших классов могут создавать анимированные ролики и озвучивать диалоги героев. Они повторяют диалоги и, слыша ошибки произношения, стараются перезаписать несколько раз. При этом растет компьютерная грамотность, а навыки иноязычной речи записываются на подкорку. Приложение Garage Band предлагает записать музыку с использованием различных инструментов. И школьникам, и учителям пригодится приложение Showbie. Оно позволяет распространять учебные материалы, быть на связи с преподавателем, напомнит о домашнем задании, которое опять же можно выполнить прямо на планшете.

В России существуют свои успешные разработки для детей, хотя пока их не так много, как бы хотелось. Это интерактивные книги от студии «Тачанка» и обучающие журналы для школьников от Whisper Arts, проекты «Сказбука» и «Говорящая Азбука», «Радостная карта России» — победитель конкурса Forbes для стартапов Indigo Kids и так далее. Есть у нас и свои уникальные «полезные» игры, ориентированные на аудиторию до 16 и старше. «Наша игра War Thunder посвящена военной технике периода Второй мировой войны: в ней нет крови и насилия, зато есть тактика, стратегия и, главное, подлинная история середины XX века Европы, Японии, Америки и Советского Союза», — рассказал генеральный директор компании-разработчика Gaijin Entertainment Антон Юдинцев.

По словам создателей игры, все боевые машины отличаются высочайшей исторической достоверностью и во внешнем виде, и в технических характеристиках, карты воссоздают исторический облик мест сражений, а специальные события и миссии в игре повторяют ход масштабных битв. «Кроме того, мы просвещаем нашу аудиторию и вне игры — публикуем статьи и видеоматериалы, посвященные истории Второй мировой, легендарным самолетам и танкам, знаменитым асам и героям войны, проводим различные мероприятия, — подчеркнул Антон Юдинцев. — Например, 9 мая этого года прямо у стен Кремля прошла выставка бронетехники «Оружие Победы». Было очень приятно видеть на ней семьи, в которых дети рассказывают родителям: «Смотри, а это танк Т-34–85, главный танк советской армии во время войны, а это ИС-2, а это — экспериментальная модель Т-44». Все это они узнали и увидели в игре!

Новая школа

Социальный педагог и сетевой учитель школы дополнительного образования «Ресурс» Наталья Урбанская считает себя представителем «классического образования»: в школу она пришла в начале 1990-х, когда персональные компьютеры были у «избранных», а сейчас работает с новым поколением «аборигенов цифрового мира». «Зачастую меня спрашивают: «Отличаются ли дети?» — говорит педагог. — Отвечу: как земля и небо! Сейчас ребенок с самых юных лет развивает логическое и аналитическое мышление, реализует творческий потенциал через «переодевалки» и «бродилки»... Дошкольники увлечены мультфильмами в формате 3D, умеют пользоваться смартфонами и планшетами, в «Яндексе» и «Гугле» легко находят любимые игры и приложения». Произошла виртуализация, это факт! Традиционно репродуктивная подача материала учителем, ориентированная на плоскостной уровень восприятия, демотивирует: первоклассника теперь уже не заинтересуешь картинками из «Букваря», раз он уже успел совершить виртуальное путешествие на другую сторону луны. «В век развития информационных технологий школа обязана идти в ногу со временем. Современные учителя проходят различные вебинары, курсы повышения квалификации и бесплатные апробации электронных учебников. Например, с тем чтобы научить детей с помощью ресурсов электронного учебника семантизировать и отработать на уроке новую лексику, практиковаться в восприятии иноязычных текстов на слух», — отметила Наталья Урбанская.

Постепенно в школу приходят электронные учебники, но остается возможность использовать их бумажные аналоги. В итоге одни дети в школу отправятся с гаджетами в кармане, а другие — с тяжелыми сумками, набитыми тетрадями и учебниками. Одних родителей ожидают восторженные отзывы: «С iPad стало проще и интереснее, я с удовольствием выполняю домашнее задание, а в моем планшете есть все учебники и блокноты по предметам». Другие же услышат обиженное: «Когда уже вы мне купите планшет, как у соседа?»...

Незаменимы инновации в дистанционном обучении детей с особыми возможностями здоровья. Они могут проживать в отдаленной от школы местности и не имеют возможности получить качественное образование. В этом случае государство поддерживает ребенка. До получения среднего образования ему предоставляется необходимая аппаратура: клавиатура и принтеры, сканеры Брайля для слабовидящих или специальные приспособления для детей с ДЦП. Зачастую дети-инвалиды с сохранным интеллектом имеют повышенный интерес к учебе и добиваются в ней отличных результатов. Новые технологии — их главнейшие помощники. «Современная школа ставит задачу эволюционного развития: ребенок вместо объекта становится субъектом обучения. То есть если вчерашнего школьника учил учитель, то сегодня ребенок приходит учиться, то есть учить себя», — резюмирует Наталья Урбанская.

Все под контролем

Многих родителей справедливо волнует вопрос, не обрушатся ли на их ребенка из интернета помимо знаний всевозможная нежелательная информация и разные соблазны? «По-настоящему детским, безо­пасным для ребенка гаджет становится только в случае правильно подключенных услуг связи, — подчеркнул бренд-менеджер сети магазинов электроники «НОУ-ХАУ» Роман Ашрафетдинов. — Например, услуги мобильных операторов «Родительский контроль на коротких номерах» и «Конт­роль расходов» позволят родителям отслеживать покупки, которые совершает ребенок, а приложение Kaspersky Safe Kids защитит его от киберугроз и поможет родителям наблюдать за поведением отпрыска в интернете». Также нелишними будут услуги, которые помогут родителям постоянно поддерживать связь с ребенком и удаленно пополнять его баланс, — «Локатор» и «Баланс близких».

Жизнь родителей существенно облегчают разработки для «присмотра» за детьми. Для тревожных, да и просто ответственных родителей незаменимы сервисы GPS-слежения и мобильные приложения с аналогичной функцией. На летних каникулах, когда дети разъезжаются по дачам, лагерям и «заграницам», GPS-трекер сбережет массу нервных клеток и поможет контролировать безопасность ребенка. «Он представляет собой портативный маячок, отслеживающий точное местонахождение чада и способен работать даже при слабом GPS-сигнале, к примеру, в чаще леса или в помещении с маленькими окнами», — рассказывает директор сервиса «ГдеМои» Данил Нежданов. С его помощью можно определить не только, где находится ребенок в конкретный момент времени, но и проследить за всем его маршрутом. Другой вариант — воспользоваться специальным мобильным приложением «ГдеМои». «Из минусов — телефон садится гораздо быстрее, чем трекер, поэтому это решение больше подходит тем, кто хочет приглядывать за детьми днем — во время работы, а вечером сам может поставить мобильник сына или дочки на зарядку», — объясняет Данил Нежданов.

Контролировать карманные расходы ребенка и уберечь его от ряда неприятностей поможет приложение «Кошелек» от Cards Mobile. Главная его функция — возможность выпускать и хранить в телефоне банковские и транспортные карты. Для оплаты покупок или проезда достаточно прикоснуться телефоном к бесконтактному терминалу или валидатору. Дети часто забывают и теряют свои вещи — но при потере такого «Кошелька» их можно будет легко восстановить на новом телефоне. «Кошелек» также может подстраховать ребенка от того, что он останется без денег в трудной ситуации. Пополнив на небольшую сумму карту или проездной в «Кошельке», родитель может быть уверен, что ребенок гарантированно доберется до дома, имея на руках только свой мобильник.

Бизнес будущего

В целом инновации для детей — главным образом в образовательном секторе — с каждым годом привлекают все больше внимания инвесторов. По данным аналитической компании CB Insights, в прошлом году объем венчурных инвестиций в Ed-Tech достиг $1,8 млрд. Растет не только объем, но и количество сделок. «По итогам 2014 года в Google Play и App Store практически каждое третье приложение имеет отношение к детям, а число программ в особой категории AppStore «Дети», которые соответствуют требованиям Apple к программам для лиц младше 12 лет, — более 80 тысяч», — отмечает главный редактор проекта Hi-Tech Mail.Ru Антон Спиридонов.

Быстро развиваются и обра­зовательные инициативы. Компания Google сама переориентировала продажи Chro­me­book на школы и вузы. Также недавно был запущен крупный акселератор Imagine K12 для молодых компаний, которые специализируются на инновационных обучающих проектах. «Если выделять тренды на два-три года вперед, то в индустрии окончательно закрепятся такие технологии, как облачные вычисления, мобильное обучение и адаптивные обучающие технологии, формирующие курс исходя из индивидуальных особенностей учащегося, — прогнозирует аналитик Maxfield Capital Алексей Мельничек. — Кроме того, большую актуальность будет приобретать направление BYOD (Bring your own device — принеси свое устройство), или использование личных гаджетов для обучения. Если говорить об отдаленной перспективе, то мы вправе ожидать широкого применения анализа «больших данных», визуализации информации, использования 3D-принтеров для создания объемных моделей и дронов для обучения». Звучит невероятно? То ли еще будет!

Однозначно «за»
Леонид Боголюбов, главный редактор AppTractor.ru
Налицо очевидный тренд — повальная гаджетизация детей и подростков. Если верить данным зарубежных исследований, почти 40% американских малышей от 0 до 2 лет и более 60% трехлетних умеют обращаться с планшетами и смартфонами. Американская академия педиатрии рекомендует родителям полностью запретить все экранное время, в том числе мобильные устройства для детей до 2 лет. Это, конечно, утрированная точка зрения, но, безусловно, планшеты и смартфоны следует использовать ответственно, а контент — контролировать. Тогда устройства могут служить множеству образовательных целей. Можно ли обойтись без планшетов и смартфонов? Безу­словно, можно. Но тогда вам придется тратить свое время на образование и развлечение детей. Вы готовы этим заниматься?

Категорически «против»
Евгений Ицаков, старший преподаватель кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС
Огромное количество детских мобильных приложений имеет негативный эффект. Они позволяют поболтать с виртуальным котиком, посмотреть мультики, поиграть в стрелялки и прочее — почему же они вредны? Во-первых, они конкурируют за внимание и время ребенка с полезными развивающими программами и книгами. Во-вторых, игры вроде Talking Tom учат жестокости: существенная часть функционала приложения направлена на насилие над животным, и все это подается под соусом забавной игры. Воображение, то есть способность ребенка создавать образы в своей голове, проигрывать и дорабатывать сюжеты, страдает от современных мобильных приложений и компьютерных игр в первую очередь. Нарушается и коммуникация между детьми. В целом развитие современных технологий, несмотря на существенный образовательный компонент, наносит существенный вред здоровью и процессу социализации ребенка.

Комментарии
Прямой эфир