Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Мир
Экс-разведчик США указал на безвыходность положения ВСУ на поле боя

«Ленин был аутистом и гением»

Продюсер Елена Яцура — о фильмах «Ленин» и «Ампир V», представленных для копродукции в Канне
0
«Ленин был аутистом и гением»
Фото: ТАСС/ Интерпресс/ Александр Николаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Российском павильоне в Канне в программе копродукции продюсер Елена Яцура представила сразу два своих проекта — «Ленин» (пока без режиссера), биографию лидера большевиков для молодого зрителя, и «Ампир V» Виктора Гинзбурга, экранизацию культового романа о вампирах Виктора Пелевина. Трудно ли будет заинтересовать молодежь персонажем из школьной программы, а иностранцев — классиком русского постмодернизма, об этом корреспондент «Известий» узнал у Елены Яцуры («Свои», «Богиня: Как я полюбила», «9 рота»).

— Фильм адресован молодому поколению. Как вы собираетесь заинтересовать подростков скучным персонажем из школьной программы? 

— Так как мы имеем дело с кино, заинтересовать можно двумя вещами — лицом на постере и роликом с интересными героями. Я не думаю, что здесь есть какая-то непреодолимая проблема. У Ленина была очень мультижанровая биография сама по себе — здесь есть и любовь, и авантюрные приключения, и шпионский триллер. Кроме того, начало XX века — удивительное время, когда жили уникальные, дерзкие, блистательные люди, придумавшие мир, в котором мы живем сегодня. Не знаю даже, хватит ли нам 2 лет справиться с таким объемом информации — второй драфт сценария еще впереди. Что до скучных школьных учебников — это нам даже на руку. «Ленин» — название красивое, звучит отлично. Кто это такой, в России, да и в мире, объяснять не надо. И с точки зрения маркетинга все негативные коннотации отменяет один больший плюс — его почти стопроцентная узнаваемость. Всё остальное в наших руках. Нужно просто подставить правильное лицо. 

— В Рунете давно ходит распространенная шутка, что Леонардо Ди Каприо из-за внешнего сходства обязан рано или поздно сыграть Ленина. Нет ли его в списке дрим-каста?

— Я не буду называть никаких имен, потому что мы находимся еще в самом начале. Но могу сказать, что это будет очень интересный и с большой долей вероятности иностранный актер.

— Презентация проекта создает ощущение, что вы не собираетесь делать строго историческое кино. Это будет ближе к комиксу или, может быть, дизель-панку, как в «Шпионе» Андрианова?

— Всё будет зависеть от режиссера. Сейчас мы определяемся с кандидатурой. Для нас это даже более сложное решение, чем актер: перед режиссером будет стоять довольно сложная задача. С одной стороны, должен быть очень внятный рассказ, исторически достоверный. В то же время в фильме будут необходимы определенные модернистские приемы, какие любит Баз Лурман, Уэс Андерсон или создатели сериала «Шерлок». А в какой именно пропорции должны находиться эти элементы, определяет режиссер. Это будет совсем юный человек из России или иностранец, способный посмотреть на нашу историю со стороны.

Такого советского футуризма, как в «Шпионе», мы делать не хотим. Историческая среда будет очень достоверной, но не такой, какой мы привыкли ее видеть на экране. Кто знает, что кока-кола появилась в России сразу после изобретения, то есть еще в 1880-х годах? Вы это видели когда-нибудь в кино? Никогда. Или то, что Ленин ходил на охоту в кожаных штанах? Или как царская семья носит джинсы? Есть масса вещей, которые не вяжутся с нашими стереотипами и которые необходимо изменить. Почему я ссылаюсь на «Шерлока» — там впервые очень активно стали использовать текстовые окна. У нас информационный бэкграунд будет очень плотный — и другого способа в полном объеме и быстро, не в ущерб ритму, познакомить с ним зрителя просто нет. 

— Творческий продюсер проекта Анна Гудкова упомянула на презентации, что фильм будет иметь большое мультмедийное сопровождение. В чем именно это будет выражаться? 

— Будет сайт, будет инфографика, возможно, даже игра. Мы пока не общались с разработчиками, но это может быть историческая стратегия с возможностью переиграть историю по своему желанию. По крайней мере, такая игра очень хорошо соответствовала бы основной идее фильма — «всё находится в наших руках». Если вкратце — наш фильм о том, что человек должен работать над собой постоянно, «учиться, учиться и еще раз учиться». И в случае успеха ему по силам изменить мир. 

С одной стороны, мы живем русле глобальной политики и тектонических процессов. Но в то же время, я верю, что от каждого отдельного человека многое зависит. Как в известной притче про бабочку, которая махнула крыльями и вызвала ураган в другом полушарии.

— Вместе с СССР умерла и лениниана в кино — в постсоветское время о Ленине говорили или с точки зрения высокого искусства («Телец» Сокурова), или с постмодернистской иронией («Два капитана 2» Дебижева). Вы полагаете, что возможен иной новый подход? 

— Ленин был аутистом и гением. Когда он был молод, его любили женщины. Он был «невъездной», чудовищно необаятельно хамил в политической полемике, отстаивая свои взгляды и позиции. Не сдавался и не давал места выражению своей чувствительности, потому что это мешало сверхзадаче. Начатая им революция обернулась драматическим процессом длиною в век, но мы живем  в стране (а теперь и мире), где социальным лифтом, все же, являются мозги. Наша задача напомнить, что, несмотря на любые жизненные обстоятельства, в этот лифт может сесть каждый. 

Ленин, как и многие герои этого времени, не просил благословения на свой труд и, в ответ, прожил последние годы мучительно, не в силах продолжить реформы. И его тело до сих пор экспонируется в музее. 

У нас в столице температура до недавних пор была до –25 три месяца в году. Мы очень ленивые и считаем, например, что все должны знать русский, а не наоборот. Мы ругаем свои дороги, но они ведут до Владивостока. Мы склонны думать, что всюду лучше, чем здесь, а причиной наших личных неудач является не лень, а ошибки истории или политиков. Мы спорим о прошлом, приводя неточные исторические факты. Для того чтобы правильно оценить нашу историю и современность, необходима дистанция. И, наверное, время уже пришло. 

— Ленин — фигура не только значимая, но и противоречивая. Не боитесь критики?

— В планах на ближайшие 2 года у меня заложен месяц для чтения разной необходимой литературы. Я правда считаю, что нужно оперировать не мнениями и интерпретациями, а фактами и цифрами. И, думаю, если что, мы будем готовы. Я верю, что «Ленин» получится очень обаятельным, крутым фильмом и хорошим поводом для разговора. Главное, начать говорить, а не драться.

— Почему в качестве сценариста вы выбрали Владимира Сорокина? По его книгам довольно очевидно отношение к советскому прошлому? 

— У нас с ним был счастливый опыт совместной работы над фильмом «Четыре» Ильи Хржановского. «Четыре» преподавали во ВГИКе как образец сценарного дела. Он по-настоящему большой автор. 

— Расскажите об экранизации «Ампир V». Пелевин известен как отъявленный затворник — однако в вашем проекте он участвует и даже редактирует сценарий. Как вам удалось его уговорить? 

— Это заслуга режиссера Виктора Гинзбурга. Они давние товарищи, прошли вместе сложные пять лет работы над фильмом «Generation П». Этот тот случай, когда автору нравится режиссер и он готов идти с ним дальше. Я даже думаю, что это не последний их совместный проект.

— У Пелевина сложная проза, построенная на игре слов, долгих разговорах и русских реалиях. Нет ли сложностей с переносом на экран? 

— Гинзбург проделал гигантскую работу и написал очень внятный и событийный сценарий. Из всех линий романа ему удалось вычленить емкую и четкую историю: вампиры питаются баблосом (уникальная субстанция из книги Пелевина. — «Известия»), баблос питается и уничтожает человеческую надежду, а спасает надежду любовь. Этот фильм будет прежде всего прекрасной историей любви. Я думаю, что при любом кастинге — и российском, и иностранным — мы сможем найти чудную пару. У Гинзбурга есть вкус к актерам. 

— В России Пелевин — это культовый автор, и фильм по его книге обречен на успех. Насколько он известен на Западе? 

— Конечно, западная известность Пелевина несопоставима с российской. Это не английская литература или норвежские детективы, которые продаются как бренд. Но сама эта история имеет большой потенциал. Она понятна и нравится читающим американцам и англичанам, потому что, во-первых, про вампиров (а вампирская тематика сейчас на пике популярности), а во-вторых, совершенно не похожа на всё, что мы уже знаем. А главное — этот фильм будет посвящен вполне интернациональным и общечеловеческим ценностям — любви и надежде.

Авторы экранизации Пелевина ищут иностранных партнеров

Уже восьмой год Российский павильон в Канне представляет международным сейлз-агентам и продюсерам лучшие проекты с перспективой совместного производства. В этот раз было отобрано всего шесть проектов из нескольких десятков заявок, но жанровая палитра осталось настолько же широкой — от авторского кино до вампирского фэнтези. Как и ранее, павильон организует «Роскино» при поддержке ОАО «Аэрофлот» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. 

Иван Твердовский, молодой режиссер-дебютант, в прошлом году снял один из самых спорных фильмов 2014 года — «Класс коррекции» буквально поделил кинематографическую общественность на два лагеря, и лишь позднее в этом качестве его затмил «Левиафан» Андрея Звягинцева. Сегодня уже готов новый проект «Зоология» — фантастическая трагикомедия о сотруднице зоопарка, у который однажды вырос хвост. Как пояснила продюсер Мила Розанова («Битва за Севастополь»), этот фильм — «не совсем копродукционная история». 

— Действие «Зоологии» не будет происходить в других странах, не будет и зарубежных актеров, однако нам кажется, что европейских продюсеров может заинтересовать идея поддержки подающего надежды молодого талантливого режиссера, — считает продюсер. — Мы ищем поддержку в размере около €200 тыс. Нас интересует помощь в создании визуальных эффектов, постпродакшна, а также, возможно, музыки к фильму.

Еще один проект совсем молодых режиссеров — «Как взрослые», по словам главы «Роскино» Екатерины Мцитуридзе, один из самых перспективных в этом году, — представили продюсеры Ольга Жирова и Юлия Воробьева. Это альманах из пяти короткометражек, объединенных темой взросления, снятых в пяти странах: России, Германия, Франции, Мальте и Грузии. Режиссеры, сценаристы и операторы (да и продюсеры) — совсем молодые люди. По словам Ольги Жировой, у проекта будет оригинальная стратегия продвижения — каждая короткометражка по мере готовности будет отправляться на фестивали в своей стране. Бюджет — €600 тыс.

Два года назад триумфатором оскаровской гонки стал фильм «Операция «Арго» Бена Аффлека — история освобождения американских дипломатов, ставших заложниками революции 1979 года в Иране. Продюсеры Федор Бондарчук, Дмитрий Табарчук, Дмитрий Рудовский подготовили наш ответ — шпионский триллер «Бейрут». Сюжет вдохновлен реальными событиями, когда в 1985 году ряд сотрудников советского посольства в столице Ливана были взяты в заложники. Сценарий написал писатель Эдуард Багиров. Бюджет картины составляет 600 млн рублей, а предполагаемая дата релиза — IV квартал 2017 года. 

Продюсеры Александр Цекало и Анна Гудкова представили историческую драму «Философский пароход», посвященную депортации в начале 1920-х антибольшевистски настроенной российской интеллигенции. Главным героем фильма станет следователь ГПУ, непосредственно руководивший высылкой интеллектуалов. Многие из них внесли значительный вклад в науку, культуры и экономику стран, в которых оказались. Как пошутила Анна Гудкова, проект не случайно ищет иностранных партнеров.

— Отчасти нам кажется, что участие европейских продюсеров можно воспринимать как возврат невольных наших инвестиций в развитие этих стран, — сказала она. 

Сценарий фильма напишет Олег Маловичко («Домовой», «Призрак»), а поставит режиссер Александр Котт («Испытание»). Создатели надеются уложиться в €3 млн. Съемки должны пройти в апреля-ноябре 2016 года в России, Франции, Чехии и Германии. Релиз — апрель 2017 года. 

Тему миграции продолжает «Город птиц» режиссера Елены Хазановой («Синдром Петрушки») и продюсера Светланы Кучмаевой. История взросления на фоне итальянской провинции — семья 16-летнего Андрея покинула Советский Союз на волне миграции 1980-х годов, однако прежде чем получить необходимые документы на въезд США, им необходимо прожить несколько месяцев в Ладисполи под Римом. Здесь парень влюбляется в итальянскую девушку и начинает строить козни своим родителям, чтобы остаться в Италии навсегда. Бюджет картины составляет всего €3 млн. Сценарий Алены Аловой («Синдром Петрушки») получил приз Милоша Формана в Нью-Йорке. 

Елена Яцура, в чьем послужном списке драмы «Свои» и «9 рота», привезла в Канн сразу два значительных проекта — кинобиографию одной из самых спорных и влиятельных фигур в нашей истории «Ленин» и экранизацию бестселлера Виктора Пелевина «Ампир V». Оба, как надеются создатели, привлечет внимание зарубежных партнеров. Съемки «Ленина» должны пройти в России, Швейцарии, Англии, Франции и Германии и, скорее всего, на английском языке. А «Ампир V» будет сниматься в России на русском, хотя, как рассказал Виктор Гинзбург («Generation П»), задумывался как англоязычный проект.

— Изначально я готовился снимать на английском. У нас было два очень разных варианта сценария — на английском и на русском. И я решил остановиться на втором и вернуться к истокам. Я считаю, что «Ампир V» — очень русская история и она должна сохранить пелевинский язык, — подчеркнул режиссер.

Бюджет каждого из фильмов составляет порядка €6 млн, а релиз должен состояться весной 2017 года.

Комментарии
Прямой эфир