Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил о важности учитывать взаимные интересы при контактах с партнерами
Мир
Спецслужбы Франции отвергли беспокойства об опасности церемонии открытия ОИ-2024
Общество
Мурашко сообщил о смерти в больнице пострадавшего при теракте в «Крокусе»
Политика
Политолог указал на перспективу мирного плана Китая по Украине
Авто
Haval раскрыла подробности о заводе двигателей в России
Пресс-релизы
Газета «Известия» вновь стала лидером по цитируемости в России
Мир
В Британии отменили 100-летний запрет для военных на ношение бороды
Здоровье
Врач назвала тофу продуктом для долголетия
Общество
В Твери простились с погибшими при крушении Ил-76 летчиками
Мир
В Гагаузии жители устроили протесты при встрече президента Молдавии Майи Санду
Культура
Работы художника Волка представили на ярмарке современного искусства Art Russia
Авто
Аналитики подсчитали, где в России чаще всего покупают иномарки
Экономика
Лихачев указал на обеспеченность России ледоколами
Мир
Daily Mail сообщила об отказе Питта от совместной опеки над детьми с Джоли
Спорт
Александр Овечкин получил удар по лицу за успешный силовой прием в матче НХЛ
Происшествия
В ЛНР задержали работавшего на разведку Киева украинца

ЦБ отложил на год санкции к бедным акционерам банков

В 2015 году ЦБ не будет заставлять институциональных акционеров банков избавляться от их акций за нарушение требований по уровню финансового положения
0
ЦБ отложил на год санкции к бедным акционерам банков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центробанк в добавок к существующим ввел для банков новый антикризисный мораторий — до 1 января 2016 года он не будет применять санкции к банкам, финансовое положение крупных акционеров которых признано неудовлетворительным. Об этом говорится в письме за подписью зампреда ЦБ Михаила Сухова, разосланном банкам (есть у «Известий»). Несмотря на кризисное послабление, банки в ближайшее время должны сдать регулятору финотчеты своих владельцев за 2014 год.

Чтобы в случае краха банка выросли шансы что-то взыскать с его владельцев, в начале 2014 года ЦБ решил отслеживать финансовое здоровье акционеров банков. Тогда появилось новое положение 415-П, по которому регулятор собрался проверять ежегодную отчетность компаний, владеющих от 10% акций в банке. Удовлетворительным финансовое положение крупного акционера ЦБ признает, если чистые активы (собственные средства) компании по объему совпадают со стоимостью ее доли в банке или превышают ее. В противном случае ЦБ направит ему предписание об устранении нарушений за 90 дней. Если реакции не будет, акционер может быть лишен права голоса в управлении банком, а сам банк тоже попадает под санкции ЦБ: он должен искать нового акционера или уменьшать свой капитал (чтобы стоимость доли обнаруженного ЦБ «бедного» акционера совпала со стоимостью его чистых активов).

«Крупные акционеры (участники) банков должны поддерживать удовлетворительное финансовое состояние, чтобы оказывать при необходимости помощь контролируемой кредитной организации, — говорится в письме Сухова. — Также это необходимо, чтобы с акционера (участника) банка можно было взыскать убытки, причиненные им кредитной организации (если такой факт будет иметь место). Согласно ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ, лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Акционер в случае необходимости должен иметь возможность нести субсидиарную с банком ответственность, при неудовлетворительном финансовом положении компании это невозможно. По ст. 189.23 закона о банкротстве, если банкротство банка наступило вследствие действий и (или) бездействия лиц, его контролирующих, такие лица в случае недостаточности имущества банка несут субсидиарную ответственность по его обязательствам — перед клиентами-вкладчиками, индивидуальными предпринимателями прежде всего. Кредитная организация или Агентство по страхованию вкладов (АСВ) от ее имени вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) лиц, контролирующих банк-банкрот. Также акционер должен быть готов вносить за банк обязательные платежи (налоги, например)».

По словам близкого к ЦБ источника, сейчас требованиям 415-П по финансовому положению не соответствует примерно 20% российских банков (из восьми сотен, действующих в РФ).

— То есть около 160 банков в этом году должны будут предоставить ЦБ мотивированные содержательные пояснения причин, по которым финансовое положение их компаний-акционеров с долей от 10% является неудовлетворительным, — отмечает собеседник. — Это банки группы риска. С 1 января 2016 года к этим банкам и их акционерам будут применяться санкции регулятора, а пока действует мораторий.

Елена Николаенко, директор по методологии рейтингового агентства «Рус-Рейтинг», отмечает, что бизнес своих собственников кредитовали фактически все банки, находящиеся на санации и лишившиеся лицензии. По ее словам, многие бизнесмены рассматривают банки как собственный карман, и не всегда при этом банк является кэптивным — то есть он обслуживает неограниченный круг лиц, но приоритет отдает акционеру.

Источник, близкий к ЦБ, говорит, что в кризис пострадали многие российские компании, у которых есть банки. Директор аналитического департамента ИК «Golden Hills ― КапиталЪ АМ» Михаил Крылов говорит, что чистые активы компаний рассчитываются по сложной формуле, отчетности многих компаний за 2014 год еще нет, поэтому логично обращать внимание на динамику операционной деятельности тех же банков. Связной-банк, входящий в ЗАО «ГК «Связной», в 2014 году зафиксировал убыток в 7,2 млрд рублей, Национальный резервный банк ― 1,7 млрд рублей. Всего убыток свыше 1 млрд рублей в прошлом году получили 13 банков, семь из них на санации. С начала 2015 года лицензий лишились уже 22 банка, что фактически совпадает с числом почивших банков за 2013 год (29), когда ЦБ начал кампанию по чистке банковского сектора (в 2014-м отозвано 79 лицензий).

— После прошлого мирового финансового банковского кризиса (2008–2009 годы) развитые страны повышают уровень регулирования банковской системы, чтобы не допустить повторения ситуации, — комментирует Анна Нестерова, член президиума генсовета «Деловой России» (представляет интересы крупного бизнеса). — Регулярно проводятся стресс-тесты, внедряются базельские стандарты. Цель 415-П — повышение устойчивости банковского сектора; усиление надзора за акционерами создает дополнительную подушку безопасности в случае банкротства банка. Кроме того, это создает базу дополнительной ликвидности, которую можно будет использовать в случае, например, просадки капитала банка. Из-за кризиса введение моратория на год по санкциям в рамках 415-П разумно.

Павел Сигал, вице-президент «Опоры России», считает, что надзор ЦБ за акционерами из бизнеса необходим, чтобы не допустить нарушения прав и законных интересов подконтрольных им банков, а также клиентов-вкладчиков.

— Повышенное внимание ЦБ к крупным акционерам банков обусловлено тем, что всё большее распространение получает выдача кредитов аффилированным структурам, — говорит Сигал. — Такие кредиты всё чаще становятся причиной убытков банков. В регионах собственники так выводят деньги из банков (это характерно для небольших кредитных организаций).

Тем не менее, по мнению Сигала, лишать голоса акционеров, которые отдали свои деньги за долю в банке, недопустимо. По мнению эксперта, было бы логичнее переводить компании, чье финансовое положение не устраивает ЦБ, на более частую отчетность (например, некоторые банки ЦБ переводит на ежедневную отчетность).

Руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг отметил, что ЦБ в рамках 415-П пытается не допустить использования заемных средств для формирования капиталов банков. Кенигсберг считает введенный мораторий вынужденной мерой.

— На рынке сейчас нет большого спроса на банки со стороны обладателей свободных капиталов, — говорит Кенигсберг. — Собственники, испытывающие финансовые трудности, и рады были бы продать свои доли, но сделать это в короткие сроки для многих просто невозможно. Сохранение жесткого подхода к оценке финположения собственников банков в такой ситуации могло бы привести к патовой ситуации, когда надзорному органу просто не с кем было бы вести переговоры о судьбе многих банков. В качестве альтернативы мораторию можно было бы рассмотреть передачу голосов таких собственников Агентству по страхованию вкладов.

Есть и опасения, что на адекватную проверку собственников банков у ЦБ не хватит сил или даже желания — начальник управления риск-менеджмента Банка расчетов и сбережений Алексей Подшивалов уверен, что ЦБ должен оценивать финансовое положение конечных бенефициаров банков, а не компаний-держателей, «а текущий подход к вопросу — это чистой воды формализм».

Что касается принуждения акционера к продаже акций банка, может идти речь и о нарушении конституционного права собственности. Кроме того, текущее законодательство предусматривает разрешительный характер операций по приобретению 10% (и более) акций банков, отмечает член правления АКГ «Деловой профиль» Армен Даниелян.

— Поэтому еще на этапе покупки крупного пакета акций банка ЦБ отслеживает источники происхождения средств и финансовую устойчивость собственников, — говорит Даниелян. — Однако любой акционер, полностью оплатив вклад в капитал банка, тем самым уже выполнил свои обязательства перед ним и несет ответственность по этим обязательствам лишь в пределах своего вклада. Поэтому дополнительный надзор за финансовым состоянием акционеров кажется уже лишним. ЦБ мониторит финансово-хозяйственную деятельность банка в динамике, и акционеры и так не должны допускать накопления убытков, чтобы сохранить банк.

Алексей Илющенко, директор по стратегии СМП-банка, говорит, что применение санкций по 415-П к компаниям-акционерам банков в 2015 году только ухудшило бы ситуацию на банковском рынке РФ – это породило бы дополнительную нервозность и нагрузило всех участников рынка ненужной в настоящий момент работой.

Из уже известных кризисных послаблений банкам от ЦБ можно выделить мораторий на переоценку своих портфелей ценных бумаг до 1 июля 2015 года (эту антишоковую меру предлагалось продлить и до 30 декабря этого года, но ведомство отказалось от этой идеи). Кроме того, 15 мая ЦБ продлил до 1 октября возможность банкам при расчете своих нормативов использовать курс валюты на 1 октября 2014 года (курс доллара — 45 рублей, евро — 52 рубля). Также с 1 июля до 1 октября продлена возможность не переоценивать кредитный риск по ссудам, реструктурированным с 1 декабря 2014 года. Наконец, до 1 октября банки смогут не досоздавать резервы по ссудам компаний-заемщиков, против которых были введены санкции.

Комментарии
Прямой эфир