Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«А зори здесь тихие…» на новый лад

Новая экранизация повести Бориса Васильева напоминает «Властелина колец»
0
«А зори здесь тихие…» на новый лад
Кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит военная драма «А зори здесь тихие…» Рената Давлетьярова — новая экранизация повести писателя-фронтовика Бориса Васильева.

Старшина Федот Васков (как всегда органичный Петр Федоров), комендант железнодорожного разъезда в карельском тылу, после десятка рапортов наконец получил непьющее пополнение — смешливых, говорливых девушек-зенитчиц, которые его ни в грош не ставят, подсмеиваются, да еще загорают в чем мать родила на виду у неприятеля. И как ни старался Васков сохранить лицо — авторитет таял на глазах. Конец гендерной трагикомедии приходит внезапно — вместе с немецким десантом. Скрепя сердце, старшина взял пять девчонок прочесать лес — а оказалось, отправил прямо на убой.

Просмотр фильма Давлетьярова вызывает почти сюрреалистический эффект — вроде всё новое, и фильм цветной, и актеры другие, а никак не отделаться от настойчивого ощущения дежавю. Новые «Зори» повторяют мизансцены и даже ракурсы кинокамеры легендарного фильма Станислава Ростоцкого. Создатели уверяют, что снимали экранизацию, а не ремейк, и, может, действительно говорят правду — эти кадры прочно засели в подкорку почти каждому жителю нашей страны.

После «Джентльменов, удачи!» и «Кавказской пленницы!» хоть как-то касаться советской классики — дело почти самоубийственное. Искать несоответствия, ошибки, нестыковки здесь слишком легко, чтобы заниматься этим всерьез. Давлетьяров снимает фильм о Великой Отечественной, как будто это «Властелин колец». Еще во время съемок он утверждал, что делает кино специально для молодого поколения, которое не смотрит советские фильмы, и в этом смысле новые «Зори», похоже, удались. 

Скрипучий закадровый голос актера Сергея Гармаша как будто пересказывает старую легенду; композитор Роман Дормидошин временами дает прямо-таки Говарда Шора; а засевших в языческой карельской чаще фашистов в маскхалатах легко можно принять за назгулов. В новой интерпретации бой местного значения приобрел эпический размах.

Каждая из пяти девушек получила по развернутому, подробному флешбэку — четче проговорено то, на что сам Борис Васильев из-за цензурных соображений мог лишь намекать. Одна девочка оказалась дочерью врагов народа, а другая — раскулаченных крестьян, у трех остальных за плечами остались трагичные истории любви. Но прошлое стало занимать непропорционально много места в картине в ущерб повествованию.

Как и всегда у нас с масштабными, патриотичными картинами, подробности внутренней жизни героев и развитие характеров приходится искать в расширенной телевизионной версии. В полнометражной на них просто не хватает места. Вообще, кажется, что большинством линий можно было пожертвовать: убрать четырех героинь, оставить только Васкова (Петра Федорова) и Риту Осянину (Анастасию Микульчину) — и фильм от этого бы только выиграл.

«А зори здесь тихие…» закрывают кинематографический сезон, который прошел под знаком воинственных женщин. Буквально подряд вышли четыре картины — «Василиса», «Батальон», «Битва за Севастополь» и вот еще «Зори», — где на защиту Родины встает слабый пол. Так не планировалось — «Василиса», например, должна была выйти еще к юбилею войны 1812 года, а «Батальон» изначально задумывался как сериал — тем любопытнее сама подборка. Все фильмы дорогие, в целом мощные (не считая одного совершенно чудовищного), но по-своему знаменательно, что только в «Битве за Севастополь» была четко проговорена, казалось бы, очевидная вещь: женщина на войне — это не только печально, но и противоестественно, и так быть не должно.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...