Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп впервые выступил на митинге после покушения
Спорт
«Зенит» разгромил «Крылья Советов» со счетом 4:0 в матче РПЛ
Мир
Правительство РФ одобрило проект договора об общем энергорынке с Белоруссией
Спорт
ЦСКА и «Ростов» сыграли первую нулевую ничью в РПЛ в сезоне-2024/25
Мир
Военные ВС России обеспечили выход пяти беженцев из сирийского лагеря Рукбан
Мир
Нетаньяху заявил о готовности Израиля защищаться любыми средствами
Спорт
Минеев единогласным решением судей победил Исмаилова на турнире в Москве
Мир
Генконсульство в Анталье сообщило о помощи двум задержанным в Турции россиянкам
Мир
В подконтрольном Киеву Запорожье прогремели взрывы
Армия
Минобороны России рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне спецоперации
Происшествия
Погибшим подростком при ударе ВСУ по Шебекино оказался 16-летний боксер
Общество
В Омске пять частных домов сгорели при пожаре из-за аварии на газопроводе
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и до +25 градусов в Москве 21 июля
Происшествия
Один человек пострадал при пожаре на станции техобслуживания в Саратове
Мир
Председатель Госдумы Володин прибыл на Кубу с рабочим визитом
Мир
В Ливане прогремели взрывы после ударов Израиля по складу боеприпасов
Мир
NYT узнала о плане штаба Трампа подорвать доверие к Камале Харрис
Мир
Трамп пообещал урегулировать конфликт на Украине и не допустить мировую войну

Донская битва за шельф

Доктор экономических наук Никита Кричевский — о том, лоббирует ли министр природных ресурсов интересы частной компании
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российская нефтегазовая сфера, все последние годы по крупицам восстанавливаемая сторонниками активного участия государства в экономической жизни общества, вновь оказалась в центре бюрократического скандала. На днях Минприроды России предложило для повышения эффективности освоения российского арктического шельфа создавать консорциумы, участников которых будет отбирать государство. В лице, скорее всего, того же Минприроды.

Кратко о предыстории конфликта. Согласно действующему законодательству, право на разработку участков недр федерального значения на континентальном участке российского арктического шельфа имеют компании с преобладающим государственным участием и с опытом шельфовых разработок не менее 5 лет. В России компаний, соответствующих названным условиям, две — ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром».

На протяжении последних лет эти структуры весьма эффективно выполняли все задания, детально закрепленные при предоставлении соответствующих лицензий: открывали новые месторождения, привлекали иностранные технологии, вкладывали средства, оставаясь при этом прибыльными. Замечу, что инвестиции в разработку арктического шельфа долгосрочные, быстрой отдачи не сулящие, тем не менее в будущем имеющие все шансы вернуться сторицей.

Представленные тезисы логично подтверждаются позицией самой «Роснефти»: «Действующая система позволяет защищать интересы государства при разработке арктического шельфа и определяет четкие правила допуска частных партнеров, как российских, так и иностранных. Крупнейшие иностранные компании до введения санкций стремились к подобному сотрудничеству и его осуществляли. Более того, интерес к участию в проектах на данных условиях есть у иностранных компаний и сейчас, несмотря на существующие навязанные ограничения. Это говорит о том, что система эффективна».

Блестящие перспективы освоения Арктики ни для кого секретом не являются. Отсюда тлеющие геополитические конфликты вокруг межгосударственных шельфовых границ, попытки западных «партнеров» установить суверенитет над шельфовыми пространствами, финансовые и технологические санкции, объявленные по совпадению против российских госкомпаний, активно разрабатывающих шельфовые месторождения.

До недавнего времени все попытки воспрепятствовать реализации российских шельфовых интересов неизбежно претерпевали крах. Вот почему наши геополитические соперники решили действовать более изощренно: сначала попытались протолкнуть провалившуюся идею «либерализации» освоения шельфа путем предоставления допуска к многообещающим арктическим территориям частникам, прежде всего ОАО «Лукойл»; а ныне — через создание многопрофильных консорциумов на базе принадлежащего государству ОАО «Росгеология».

Впрочем, распространенную версию о лоббировании интересов «Лукойла» руководитель Минприроды Сергей Донской, само собой, опровергает: «У нас в письме нет никаких отсылок на «Лукойл»... мы лоббируем интересы отечественных компаний». Согласитесь, было бы странным, если бы глава профильного ведомства с высказанным предположением согласился.

«Росгеология» сегодня — это, по мнению президента Российского геологического общества Виктора Орлова, технически отсталый холдинг, являющийся «сборищем 38 нищих с перспективой присоединения еще таких же структур». И этот «нищий» холдинг предлагается наделить исключительным правом получения лицензий на геологоразведку по заявительному принципу, то есть без конкурса или аукциона. Мало того, для повышения инвестиционной привлекательности вложений и снижения рисков частных инвесторов «Росгеологии» и будущим консорциумам с российским и иностранным участием в случае открытия месторождений предоставляется право получать лицензии на добычу полезных ископаемых, включая участки недр федерального значения!
Вот такая либеральная конкуренция по-российски.

Несколько слов об эффективности «Росгеологии». Прежде всего нужно сказать, что предприятия холдинга-пустышки, по оценкам профессионалов, за весь постсоветский период не сделали ни одного значимого открытия, причем не только в нефтегазовой отрасли, но и в сфере добычи твердых полезных ископаемых.

Далее, по отзывам специалистов, в практике «Росгеологии» не раз возникали ситуации, когда представители госхолдинга признаков углеводородов на лицензионных участках не обнаруживали, после чего за бесценок продавали права на него тому же «Лукойлу», а тот «вдруг» находил на нем крупные месторождения.

Наконец, по разным оценкам, государство вложило в «Росгеологию» порядка 200 млрд рублей, получив всего 10 млрд рублей.

«Эффективная» компания, ничего не скажешь.

Теперь ответим на главный вопрос: исходя из каких предпосылок следует считать, что консорциальная возня осуществляется с целью потрафить «Лукойлу»?

Для ответа на этот вопрос обратимся к биографии автора инициативы — руководителя Минприроды Сергея Донского. В 1999–2000 годах Донской работал в Министерстве топлива и энергетики в том числе начальником отдела департамента по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции (тех самых СРП, из которых Россия с огромным трудом избавилась в нулевые). А теперь самое интересное: в 2000 году Донской карьере госслужащего предпочел работу в финансовом департаменте... «Лукойла»! И еще один показательный момент карьеры нашего героя: в 2011 году Донской стал первым руководителем «Росгеологии», откуда ушел возглавлять Минприроды.

Одна из распространенных в России коррупционных схем заключается в регулярной «подкормке» крупными компаниями «своих человечков» во власти. В этой связи возникает минимум два вопроса: не является ли Донской одним из бенефициаров кипрской фирмочки Lukoil Employee Limited, которой формально принадлежит 10,79% уставного капитала ОАО «Лукойл», и не пора ли компетентным органам приступить к «разработке» одиозного министра?

Арктическая кладовая России — это то наследие, что останется нашим потомкам. И подходить к его формированию нужно с незапятнанными лоббизмом и коррупцией руками. Впрочем, едва ли об этом сегодня задумываются в Минприроды.

Комментарии
Прямой эфир