Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Мединский поддержал снятие с проката фильма «Номер 44»

Триллер о советском маньяке должен был выйти на экраны 16 апреля
Мединский поддержал снятие с проката фильма «Номер 44»
Кадр из фильма «Номер 44». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

Компания «Централ Партнершип» (ЦПШ) попросила Министерство культуры отозвать прокатное удостоверение американского триллера «Номер 44» Даниэля Эспиносы о вымышленном советском маньяке. Фильм должен был выйти в прокат по всей России на 500 экранах 16 апреля. Освободившиеся сеансы кинотеатры отдадут другим релизам этого уикенда: «Реальные упыри», «Территория» и «Мама дарагая!». Об этом сообщили «Известиям» в крупнейшей киносети «Формула кино».

Министр культуры выступил с официальным комментарием по поводу изъятия фильма из проката.

— Повторю главное из нашего совместного с ЦПШ заявления: такие фильмы, как «Номер 44», не должны выходить в нашей стране в массовый кинопрокат, зарабатывая на нашем кинозрителе, ни в год 70-летия Победы, ни когда бы то ни было еще. Руководство ЦПШ приняло свое решение по итогам финального просмотра, буквально в последний момент. Фильм должен был завтра выйти в российский прокат, он прошел всю предпрокатную технологическую цепочку — перевод, озвучку, пресс-показ, рекламную кампанию. И на каждом звене этой цепочки с ним имели дело наши люди. Наши сограждане. Современные, образованные, профессиональные люди. И это «кино» никого не задело! Как? Почему это могло случиться? Почему для каждого из этих десятков, а может, сотен человек содержание этого «произведения искусства» оказалось в порядке вещей? В конце концов, просто бизнес? Просто служебные обязанности? Боюсь, это тот самый случай, когда «мы думали, что достигли дна, но тут снизу постучали». Но этого дна мы достигли сами. Мы сами смирились с тем, что вдыхаем, пьем отраву о своей истории и о своей стране — и убедительно и добровольно себе объясняем, что это и есть воздух, это и есть вода. Что это и есть божья роса. Это мы сами соглашаемся с ложью и клеветой. Это мы сами наснимали фильмов серии «сволочи из штрафбатов». Это мы сами, по доброй воле решили, что удобнее сверять свое понимание собственной истории с политическими интригами давно минувших дней. С дикими шаблонами, принятыми в иных культурных пространствах, — заявил министр культуры.

В совместном заявлении Министерства культуры и ЦПШ говорится, что «искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи». В письме подчеркивается, что «прокат подобного рода фильмов в преддверии 70-летия Победы недопустим».

Компания «Централ партнершип» готова взять на себя все убытки из-за снятия картины. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в первый уикенд «Номер 44» мог заработать 25 млн рублей, что составляет среднюю цифру для арт-мейнстрима.

Часть билетов на первые показы уже раскуплена, сообщили «Известиям» в сети кинотеатров «Киносфера». Билеты можно будет сдать в кассу.

Как рассказал «Известиям» руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый, фильм обошелся компании ЦПШ в значительную сумму, поскольку в нем участвуют знаменитые актеры — Томас Харди, Гари Олдман, Нуми Рапас, Юэль Киннаман, Пэдди Консидайн, Венсан Кассель, а продюсером картины выступил Ридли Скотт.

Для рекламы фильма уже была отпечатана полиграфическая рекламная продукция. Кроме того, отмечает эксперт, «на фильм с такими актерами наверняка был немаленький ценник».

«Номер 44» — экранизация одноименного романа Тома Роба Смита. Фильм повествует о работнике госорганов Льве Демидове (Томас Харди), который в 1953 году занимается поисками маньяка, убивающего детей около железнодорожных путей по всей Европейской части СССР. Его коллеги не одобряют расследование и всячески ему препятствуют. Единственный, кто встает на сторону Демидова, — провинциальный генерал милиции Михаил Нестеров (Гэри Олдман).

Продюсером фильма выступил Ридли Скотт, а сценарий написал номинант премии «Оскар» Ричард Прайс. Роман Тома Роба Смита «Номер 44», вдохновленный преступлениями реального маньяка Андрей Чикатило, вышел в 2008 году и получил премию Ian Fleming Steel Dagger Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании. За книгой последовало два продолжения.

Фильм, как и книга, сделан скорее в комиксовом ключе — это фантазия по мотивам позднесталинской эпохи: во вселенной фильма перемешаны детали разных времен, а также содержатся факты, не имевшие места в действительности. Например, Знамя Победы над Рейхстагом вместо Кантарии и Егорова водружает главный герой фильма Лев Демидов. Кроме того, в картине присутствуют вымышленные персонажи с фамилиями известных людей — ветеринар Бродский и маньяк Малевич.

Киноаналитик, главред журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей отметил, что в этой истории нет потерпевших.

— Несмотря на весь контекст, в действительности все остались в выигрыше. Министерство культуры сможет отрапортовать об удачно выявленном искажении истории, зрители скачают бесплатно и посмотрят фильм, о котором в другой ситуации никогда бы не узнали, а прокатчик, пусть и потеряет в деньгах, но зато все будут знать, что они патриоты, — отметил эксперт.

Киновед и культуролог Кирилл Разлогов считает, что не стоит путать реальную историю и художественный вымысел.

— Сама идея сравнивать художественный вымысел с какой бы то ни было исторической реальностью — это вещь неплодотворная. Если уж оценивать произведение, надо рассматривать авторскую концепцию, — отметил Разлогов. — При этом если прокатчики сами отказались от прокатного удостоверения — это их право. Любая прокатная компания сама решает, когда ей показывать, при каких обстоятельствах и показывать ли вообще, покупать — не покупать. Здесь в силу вступают разные соображения, не только коммерческие.

Заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО профессор Юрий Вяземский считает, что запрещать подобные фильмы не стоит, но показывать их желающим следует в специальных кинотеатрах.

— Я не видел фильм, поэтому не могу его комментировать. Но в принципе всякую гадость историческую не надо показывать широкому зрителю. При этом запрещать что-либо тоже нельзя: чисто политически это дает обратную реакцию. Если бы я был на месте руководителей, я бы для подобных фильмов отвел специальные кинотеатры, чтобы в них ходила публика, которая любит смотреть всякую грязь, в том числе и про Отечество. Большинство русских людей к Великой Отечественной войне относятся как к великому событию, к великой нашей истории, трагедии. И художнические эксперименты на такие темы, как правило, бывают псевдохудожническими: человек специально снимает какую-то дрянь, чтобы устроить скандал и чтобы на него пошли, — сказал Вяземский.

Компания «Централ Партнершип» входит в медиахолдинг «Газпром-Медиа». Владельцем «Газпром-Медиа холдинга» является Газпромбанк (ГПБ). Управляющая компания НПФ «Газфонд» — «Лидер» контролирует 49,5% акций ГПБ.

— Само решение прокатчика закупать такой фильм, да еще в Год Победы, довольно странно. Зачем тратить миллионы на закупку фильма, его раскрутку? Они что, не знали, о чем картина? Если же закупили, то почему решили в итоге не показывать? Весьма странно, что руководство «Газпром-Медиа», видимо, предыдущее, никак не контролирует ситуацию в своих дочерних структурах, — отмечает источник «Известий» на медиарынке.

Ранее Министерство культуры уже отзывало прокатные удостоверения у зарубежных фильмов. В 2012 году был запрещен к показу фильм «Клип» сербского режиссера Майи Милош, победивший на Роттердамском фестивале. Минкультуры посчитало, что российским зрителям не стоит смотреть фильм, содержащий ненормативную лексику, а также сцены с употреблением наркотиков, алкоголя и сцены эротического характера.

В 2014 году накануне премьеры было отозвано ранее выданное прокатное удостоверение у мультфильма «Чебурашка» японского режиссера Макото Накамуры. Об отказе ленте в российском прокате ведомство попросила студия «Союзмультфильм», посчитавшая, что японские коллеги нарушили их исключительные права на старые отечественные мультфильмы. Позже удостоверение было возвращено, но премьеру пришлось перенести на несколько месяцев.

Комментарии
Прямой эфир