Общественники проверят поликлиники по жалобам больных раком
Фонд помощи хосписам «Вера» обратился в департамент здравоохранения Москвы с предложением включить сотрудников общественных организаций в состав бригад линейного контроля, которые проверяют работу поликлиник. Согласно предварительной договоренности с ведомством, сотрудники фонда, как рассказала «Известиям» его президент Нюта Федермессер, будут выезжать в поликлиники после каждой поступившей к ним жалобы на проблемы с обезболивающими для онкобольных. Именно эти проблемы уже не раз назывались СМИ причиной самоубийств тяжело больных людей в России.
Фонды «Вера» и «Подари жизнь» 9 января по инициативе департамента уже присоединялись к контрольным бригадам. Тогда проводились внеплановые проверки после самоубийства онкологического больного. 6 января 77-летний генерал Анатолий Кудрявцев, болеющий раком, был обнаружен повесившимся в своем доме. В предсмертной записке он сообщил, что решился на самоубийство из-за невыносимой боли.
Как рассказала Нюта Федермессер, на прошедшем в феврале заседании общественного совета по правам пациентов при департаменте здравоохранения, она «предложила включить представителей НКО в состав бригад линейного контроля», позже было отправлено официальное письмо в ведомство.
— Во время проверки мы увидели, что сотрудники линейного контроля задают формальные протокольные вопросы и проверяют наличие бумаг, — пояснила Нюта Федермессер. — В их функции не входит опрос пациентов в очереди, у них нет задачи выяснить, сколько времени затрачено на получение рецепта. Линейный контроль не оценивает качество общения врача с родственником. Таким образом, проверки линейного контроля не дают представления о реальных проблемах. Например, они не спрашивают, сколько пациентов с болевым синдромом, прикрепленных к данной поликлинике, получают морфин, сколько — трамадол, не проверяют, отмечен ли в амбулаторных картах уровень боли. Когда мы задавали вопрос о количестве пациентов, получающих морфин, выяснилось, что их крайне мало — 1–2 человека на поликлинику, и это в тех районах, где нет хосписов!
Департамент должен официально ответить до 10 апреля, но уже сейчас с ним достигнута предварительная договоренность. НКО не будут включаться в состав бригад на постоянной основе — это признали нецелесообразным, но будут работать с ними, когда речь идет о выписке обезболивающих.
— Представители фондов будут присоединяться к точечным проверкам, которые будут касаться качества помощи пациентам с болевым синдромом, — рассказала Нюта Федермессер. — Также нам пообещали, что если мы получим жалобу от пациентов или их родственников на конкретную поликлинику или врача, бригада линейного контроля поедет по этому адресу вместе с представителем фонда и специалистом по паллиативной (смягчающей симптомы) медицинской помощи для немедленной проверки и оценки ситуации. Надеюсь, что этот механизм начнет работать уже в конце апреля. Это позволит решать проблемы с обезболиванием в Москве хотя бы в ручном режиме.
Также она отметила, что в феврале фонд «Вера» вместе с Московским научно-исследовательским онкологическим институтом им. П.А. Герцена, фондом «Подари жизнь» и департаментом здравоохранения Москвы разработал памятки о лечении боли, основанные на рекомендациях ВОЗ.
«Лечение боли является неотъемлемой частью лечения рака, — сказано в памятке. — Если у вас онкологическое заболевание и вы испытываете боль, не надо принимать такую ситуацию как данность. Все виды онкологической боли можно контролировать и существенно их уменьшить. Обращайтесь за помощью, это ваше право». Также в памятке приводятся телефоны, по которым можно пожаловаться на нарушения, и разъясняется, какие препараты применяются при слабой, средней и сильной боли.
— В поликлиниках и онкодиспансерах месяц назад был запущен постоянно действующий семинар для участковых терапевтов и районных онкологов по лечению болевого синдрома, — напомнила Нюта Федермессер. — Лекции на семинаре читают главный онколог Хатьков, главный специалист по паллиативной помощи и главный врач хосписа Диана Невзорова, ведущий в стране эксперт по боли Гузель Абузарова. Семинар уже посетили около 200 специалистов.
Вопрос с выпиской обезболивающих стал одним из самых резонансных в последнее время — СМИ стали сообщать о самоубийствах онкобольных, которые не могли больше терпеть боль, несколько раз в месяц. Как сообщалось со ссылкой на правоохранительные органы, в феврале покончили с собой 11 онкобольных. Позже московские власти провели проверку и пояснили, что связывать все эти случаи с трудностями получения обезболивающих нельзя — некоторых больных нельзя было эффективно обезболить в принципе, у некоторых могли быть нарушения психики.
Самый резонансный случай — самоубийство 10 февраля 2014 года 66-летнего контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, который был болен раком. Он выстрелил себе в голову из наградного пистолета, написав в предсмертной записке «В моей смерти прошу винить правительство и Минздрав». Родственники пояснили, что причиной суицида стало «неоказание адекватного обезболивания» со стороны медучреждений. И федеральные, и московские власти уже не раз заявляли, что процесс выписки обезболивающих упрощается, но на практике оказывается, что не все медики знают этот порядок.
Федермессер подчеркнула, что задача фонда — не наказать врача, а «так построить работу с медиком, чтобы для всех его последующих пациентов путь получения обезболивающих средств был короче и результатом был бы не стресс для всей семьи, а снятие болевого синдрома». Во время январской проверки, по ее словам, общественники увидели в поликлиниках «страх врачей выписывать сильнодействующие обезболивающие, незнание основных принципов лечения боли, незнание документов, которые облегчают процедуру назначения обезболивающих препаратов».