Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Налоговый маневр предлагают отменить в рамках антикризисного плана

По расчетам депутатов, маневр нанесет ущерб бюджету в 600 млрд рублей
0
Налоговый маневр предлагают отменить в рамках антикризисного плана
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Прямой убыток федерального бюджета от проведенного налогового маневра в текущем году составит порядка 500 млрд рублей. Это показывают расчеты первого зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, приведенные в альтернативном антикризисном плане, подготовленном группой депутатов. Идея налогового маневра состояла в том, чтобы снизить зависимость российского бюджета от экспортных пошлин, которые снижаются вместе с ценой на нефть. Она предусматривала поэтапное (за 3 года, начиная с текущего) снижение в 1,7 раза вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при таком же росте ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате Минфин рассчитывал на увеличение поступлений в бюджет на 247 млрд рублей в 2016 году и 250 млрд рублей в 2017-м. В 2015 году дополнительных бюджетных поступлений не ожидалось. 

Закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли был утвержден в ноябре 2014 года. Согласно новому закону, налоговая нагрузка с экспортных пошлин переходит на налог на добычу полезных ископаемых. В 2015–2017 годах экспортная пошлина на нефть сократится в 1,7 раза, на нефтепродукты до 5 раз, ставка на добычу соответственно увеличится в 1,7 раза, на газовый конденсат — в 6 раз.

Идея заложенная изначально в законопроект не сработала. По мнению депутатов, налоговый маневр не спасает даже девальвация рубля. Так, в бюджете на 2015 год (при средней стоимости нефти $100 за баррель и курсе рубля 37,7 за доллар) было запланировано в ходе маневра получить 4,6 трлн рублей НДПИ (без учета льгот) и 3,3 трлн рублей пошлины. Однако при среднегодовой стоимости нефти в $50 за баррель и курсе 65 рублей за доллар, по расчетам Дмитриевой, бюджет получает от нефтяного экспорта только 3,2 трлн рублей НДПИ и 4,1 трлн рублей пошлины. Таким образом, сборы НДПИ уменьшаться на 1,4 трлн рублей, а пошлина в рублевом выражении вырастет только на 800 млрд. То есть прямой убыток бюджета составит как минимум 600 млрд рублей — и то при условии, что нефть не продолжит дальше дешеветь.

— В случае отмены налогового маневра бюджет, по нашим расчетам, получает практически те же самые объемы нефтегазовых доходов, которые были запланированы до падения цен на нефть, — объясняет Оксана Дмитриева. — Это 5,2 трлн рублей доходов от экспортной пошлины, и 2,4 трлн рублей от НДПИ. Из-за снижения НДПИ мы получаем также некоторое повышение налога на прибыль, что сейчас очень важно для регионов (часть налога на прибыль получают региональные бюджеты. — «Известия») и дополнительные ресурсы, которые можно направить на поддержку реального сектора и программ импортозамещения. В целом же снижение налогового бремени для экономики после отмены налогового маневра составит 800 млрд рублей и 322 млрд рублей — дополнительные поступления в бюджет.

Кроме того, отмена налогового маневра решает еще одну проблему — роста цен на бензин, добавляет член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов. Ведь вместе с повышением НДПИ увеличивается стоимость нефти на внутреннем рынке, следовательно, дорожает и топливо на заправках. 

— Мы уже предупреждали, что налоговый маневр может привести к значительному удорожанию бензина, и просили правительство отозвать маневр, — говорит Крутов. — К сожалению, к нам не прислушались.  

По расчетам депутатов, в случае сохранения маневра в первом полугодии бензин может подорожать в среднем на 20% и составит 45 рублей за литр, а к концу 2015 года достигнет 50 рублей за литр. Ранее замминистра финансов Сергей Шаталов обещал, что стоимость топлива в результате налогового маневра вырастет не более чем на 1,8 рубля за литр.  

Интересно, что против налогового маневра выступают и сами нефтяники.

— Налоговый маневр вреден всем: для населения цены вырастут, прибыль нефтяных компаний снизится, упадут и доходы регионов, — говорит председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. — Выгодно это только западным странам, которые давно настаивают, что стоимость топлива в России была не ниже, чем у них. Но зачем это нам? Наоборот, низкие цены на топливо должны быть нашим преимуществом.

В Минфине с расчетами депутатов не согласны.

— Маневр в условиях падения цен на нефть привел к увеличению доходов бюджета в 2015 году на 6 млрд рублей, — заявил «Известиям» представитель Минфина. —  Конечно, на фоне снижения нефтяных доходов от падения цены на нефть на 2,1 трлн это немного, но без маневра было бы еще хуже, и это абсолютная истина.

Кроме того, по мнению финансового ведомства, маневр оказывает два дополнительных положительных эффекта при резком снижении цен на нефть. Во-первых, в силу снижения коэффициента (с 57% до 42%) при определении ставки экспортной пошлины на нефть снижается эффект «ножниц Кудрина» (когда расчетная цена нефти Urals, принятая при установлении пошлины на экспорт, превышает фактический уровень цен. — «Известия») на нефтяную отрасль и это нефтяники могли почувствовать уже в январе 2015 года. А во-вторых, из-за снижения цены на нефть снижение ставок экспортных пошлин на нефтепродукты при проведении маневра в абсолютных цифрах оказалось существенно ниже (даже с учетом девальвации рубля), чем снижение ставок акциза на нефтепродукты, которое было осуществлено в рублях. Таким образом, при низких ценах на нефть налоговый маневр позволяет в определенной степени даже снизить давление на цены внутреннего рынка, которые без проведения маневра (при низких ценах на нефть) могли бы быть на 0,5–1,0 рубля выше. 

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир