Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антонов указал на нелегитимность решения США использовать доходы от активов РФ
Мир
США назвали неприемлемым предложение РФ по мирному урегулированию на Украине
Армия
Лейтенант Павлюкевич обнаружил и помог захватить важный опорпункт ВСУ
Общество
В Шебекино из-под завалов обрушенного подъезда извлекли тело третьего погибшего
Интернет и технологии
Названы популярные у россиян смартфоны
Политика
Песков прокомментировал удар ВСУ по Шебекино
Мир
ВКС РФ нанесли четыре удара по базам боевиков в провинции Хомс в Сирии
Общество
Умер снимавшийся в фильме «Следствие ведут знатоки» режиссер Игорь Меркулов
Мир
Небензя заверил в соответствующем ответе России на агрессивные действия в свой адрес
Спорт
Первый гол на Евро-2024 забил полузащитник сборной Германии Вирц
Общество
Тела двух человек извлекли из-под завалов на месте обрушения подъезда в Шебекино
Мир
Президент Бразилии предложил G7 провести мирный саммит с Москвой и Киевом
Общество
После смертельного ДТП в Благовещенске отменены развлекательные и массовые мероприятия
Мир
Кейт Миддлтон сообщила о прогрессе в борьбе с онкологией
Общество
С начала пожароопасного сезона в Якутии произошло 149 возгораний
Мир
РФ вышла из протокола к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха 1979 года
Мир
На Украине сообщили о диверсии на железной дороге в Сумах

В Астрахани повернули колесо Фортуны

Брутальную Carmina Burana Карла Орфа дали в один вечер с романтическим «Концертом Рахманинова»
0
В Астрахани повернули колесо Фортуны
Фото предоставлено пресс-службой театра/Марина Панова-Ватанская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Астраханском театре оперы и балета состоялась премьера балета Carmina Burana на музыку одноименной кантаты Карла Орфа Carmina Burana. То, что в вокально-симфоническое полотно о повороте колеса Фортуны прекрасно вписывается танец, — не новость. В прошедшем мае в Казани показали Carmina в постановке Александра Полубенцева, числится его постановка и в репертуаре Красноярского театра оперы и балета. В 2008 году Орфа ставила эстонка Май-Эстер Мурдмаа в Марийском театре оперы и балета имени Эрика Сапаева. 

В Астрахани повернули колесо Фортуны

По словам постановщика, худрука Астраханского балета Константина Уральского, замысел вынашивался несколько лет. 

— Еще в 2011 году мы обсуждали с музыкальным руководителем театра, дирижером Валерием Ворониным возможные перспективы совместной работы. И Carmina Burana сразу стала одним из наших общих интересов, — пояснил Уральский. 

В Астрахани повернули колесо Фортуны

В процессе подготовки хореограф смотрел существующие варианты, однако ни один его по-настоящему не тронул: «Это были попытки либо поставить комбинации движений под музыку, либо — проиллюстрировать текст». 

— Наша же задача — влиться в действие, — сказал Уральский. — На мой взгляд, стихи совершенно не совпадают с музыкальным материалом, и для Орфа был важен не текст, а некое музыкально-магическое действо. 

В итоге в версии Уральского сложилась своя драматургия. В отличие от разгульных и местами вульгарных текстов речь идет о влюбленной паре, чьи чувства проходят проверку на прочность. Это и вторжение третьего лишнего — самоуверенного скомороха, и давление мужской и женской общин, и вмешательство в судьбы людей небожителей — таковыми предстают в сценической версии солисты-вокалисты. Боги мучают простых смертных, созерцают их попытки обрести счастье и в конечном итоге благословляют. 

В Астрахани повернули колесо Фортуны

Сценическое действие построено по принципу яруса: балет–оркестр–хор. Уральский принципиально не захотел прятать музыкантов в оркестровую яму: музыка здесь — не аккомпанемент, а танец — не иллюстрация. В интригу вовлекается и хор: хористы гримасничают и обсуждают происходящее. 

Над художественным оформлением трудился Теодор Тэжик, известный по работам в фильмах «Кин-дза-дза», «Раба любви», «Сказка странствий». Для этой постановки он лично расписал сценический задник и подобрал аксессуары (бежевые тона, переливающиеся магические символы, из декораций — кубы, служащие танцовщикам скамейками, кроватями и даже могильными плитами).

В Астрахани повернули колесо Фортуны

Единственное, что входит вразрез с обобщенно-поэтической трактовкой кантаты, — шляпы-цилиндры мужчин и длинные черные перчатки дам. По замыслу хореографа и художника, эти вещи должны подчеркнуть начало «некоего театрального действа». На деле же ощущение действа не покидает зрителей с первой минуты балета, а перчатки и цилиндры кажутся лишними. 

Превратив Carmina Burana в балет, авторы не убрали из шедевра Орфа ни одной ноты. Это особенно радует в моменты соло баритона, лауреата международного и всероссийского конкурсов Руслана Сигбатулина. В партитуре баритону отданы самые сложные и энергетически заряженные вокальные соло, с чем Сигбатулин успешно справился, переключив на себя внимание публики.

В Астрахани повернули колесо Фортуны

Пару Carmina Burana составил «Концерт Рахманинова» — балет Константина Уральского на музыку Второго концерта для фортепиано с оркестром. Постановку уже видели в Нью-Йорке, Донецке, Киеве, Челябинске, и, казалось бы, именно с ней проблем быть не должно: музыка всегда воспринимается на ура, от неоклассики публика также знает чего ожидать.

Слабым местом оказалась труппа — множество технических погрешностей ансамбля, откровенная неуверенность солистов. Да и пианист Гайдар Бескембиров каждый второй пассаж недоигрывал. Насколько зрелищной и яркой была Carmina Burana, настолько невыразительным оказался Второй концерт. Не иначе как колесо Фортуны повернулось к нему не той стороной. 

В Астрахани повернули колесо Фортуны

Комментарии
Прямой эфир