«Край света» на финишной прямой
29-го августа закроется и раздаст призы сахалинский международный кинофестиваль «Край света». Среди фаворитов — «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, благожелательно принятый сахалинцами. На последнем «Кинотавре» эта социальная драма о школьниках с ограниченными возможностями — наш ответ Ларсу фон Триеру и привет ранней Валерии Гай Германике — буквально расколола киносообщество по признаку: «манипуляции над зрителем — это цинизм или признак мастерства?». Приз за лучший дебют только подзадорил конфликт.
Твердовский, конечно, не зашел так же далеко, как режиссер картин «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте», но использовал те же приемы, нащупывая самые болезненные места. От ударов не спрятаться и никак не закрыться: «Встать, когда с тобой разговаривают!», — кричит злобная директриса девушке-колясочнице, и сердце покорно трепыхается от возмущения. Тем не менее «Класс коррекции» пусть и экстремальное, но вполне зрительское, понятное кино с ясным и четким посылом. Не случайно прокатывать его вызвалась компания «Двадцатый Век Фокс СНГ».
Еще один потенциальный зрительских хит в конкурсе — «Звезда» Анны Меликян. Драма с элементами комедии, или наоборот, комедия с элементами драмы — здесь смешного и печального примерно пополам. Странное стечение обстоятельств, в контексте которого сталкиваются две траектории, по всем законам никак не пересекающиеся, — мечтающая об актерской карьере малолетка из стрип-бара, помешанная на идее пластической хирургии, и успешная светская дама, жена олигарха. Банальность, но факт — противоположности притягиваются, и сатира на Москву времен издыхающего гламура превращается в типичное бадди-муви о дружбе двух, в общем-то, замечательных людей.
Это первый за 7 лет фильм Анны Меликян, оттого вдвойне досадно за сценарные погрешности, неряшливый монтаж и непоследовательную режиссуру, почему-то удостоенную приза на «Кинотавре»). Фильм хорош и даже иногда очарователен, но не более того. Но вот чего не отнять у Меликян, так это прекрасного чутья на актрис. Благодаря «Русалке» в российском кино появилась Мария Шалаева. А теперь, после «Звезды», мы должны запомнить еще два, пусть и довольно непростых имени: Северия Янушаускайте и Тинатин Далакишвили (первая отмечена за лучшую женскую роль на том же «Кинотавре», вторая — на международном фестивале в Одессе).
На контрасте со «Звездой» «Слепые свидания» Левана Когуашвили — кино, в первую очередь базирующееся на мужском обаянии. Несколько дней из жизни 40-летнего холостяка из Тбилиси, которые он провел в постоянных скандалах и спорах с родителями, друзьями и просто случайными людьми — вот и всё кино. Режиссер учился профессии в США, и «Слепые свидания», при всем несомненном влиянии лирического грузинского кино, вполне вписываются в сандэнсовский формат драмеди. Разве что стараются придерживаться более аутичного, плавного ритма повествования. Да и правда, зачем что-то выдумывать и как-то ухищряться — здесь колоритным грузинским мужчинам, активно жестикулирующим и вечно чем-то недовольным, нужно просто не мешать, а всё остальное они сделают сами.
Один из самых сильных фильмов конкурса — «Усмири воду» японского режиссера Наоми Кавасе. История первой любви и постепенного постижения жизни начинается здесь с трупа. Парень Каито с подругой по имени Киоко находят в прибрежных водах тело утопленника и пытаются распутать цепь событий, приведших человека к гибели. Это первая картина Кавасе, снятая не в ее родной префектуре Нара, а на острове Амами, где местные жители боготворят и одушевляют природу. Смена локации только усилила отличительные свойства стиля режиссера — природа как полноправный участник фильма и зыбкая грань между игровым и неигровым. Контуры повествования были заранее очерчены в сценарии, но большинство сцен снимали с той или иной степенью импровизации, в том числе и во время настоящего тайфуна.
Последний фильм сахалинского конкурса «Зимы не будет» Ильи Демичева удачно заступает на поле черной комедии, где ничего выдающегося за исключением «Ночного продавца» или «Жмурок» Балабанова, наверное, у нас не было, да и не ожидалось. Демичеву удается найти нужную тональность и подобрать неочевидный для подобного жанра, но мощно сработавший каст — от Ксении Раппопорт и Ингеборги Дапкунайте до Никиты Ефремова и Сергея Колтакова. С сюжетной линией дела обстоят несколько хуже. Две эффектные завязки — приближающийся к Земле астероид (еще один привет Триеру из России) и подготовка к балу по мотивам творчества Чехова — не срабатывают в должной мере. Три ударных эпизода в итоге ни к чему не приводят — в конце зрителя ждет нарочито глубокомысленный финал и песня группы «Пикник».