Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Наука и техника
В России построят научные мегаустановки на экспорт
Здоровье
Врач рассказала об опасных для пенсионеров заболеваниях
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

Выстоит ли Порошенко против «партии войны»?

Политолог Михаил Погребинский — о том, как нужно относиться к «мирному плану» президента Украины
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Множество комментариев экспертов, которые анализировали «мирный план Порошенко», справедливо оценили большинство из 15 пунктов этого плана либо как слишком невнятные, либо как попросту некомпетентные, либо как ультиматум бунтующим регионам. 

Чего стоит, к примеру, пункт о создании 10-километровой буферной зоны на российско-украинской государственной границе. Неясно, что делать с десятками тысяч жителей, которые оказались бы в этой зоне. Иными словами, план Порошенко именно как план конкретных действий — политически ничтожный. 

Однако этой констатацией можно было бы ограничиться, если предполагать, что «план Порошенко» действительно претендовал на роль основы для мирного урегулирования украинского кризиса. На самом деле, конечно, ни на что подобное он не претендовал. 

У плана были иные цели. 

Во-первых — для всех, кто связывал с голосованием за Порошенко на президентских выборах ожидание мира, план был призывом к миру. Люди ведь пункты не читают и в детали не вникают. Политики же в Европе и США, конечно, читают всё и не могут не поддержать призыв к миру, тем более что при внимательном чтении становится понятно, что интересам Запада план не угрожает. 

Во-вторых, для тех, кто требует от Порошенко большей решительности в войне с «террористами», план выглядит как жесткий ультиматум ополченцам. 

Но главное, на мой взгляд, состоит в том, что все его 15 пунктов — сигнал о готовности Порошенко к переговорам с представителями бунтующих регионов. Иначе нельзя интерпретировать первый пункт плана: «Гарантии безопасности для всех участников переговоров». То, что такой сигнал дорогого стоит, стало ясно уже через день, когда состоялись первые консультации в формате: представители непризнанных республик ДНР и ЛНР, посол РФ Михаил Зурабов, представитель Порошенко Леонид Кучма, представитель председателя ОБСЕ Хайди Тальявини и лидер общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, челночная дипломатия которого и сделала консультации в таком формате возможными. 

Нужно отдавать себе отчет в том, что решиться на подобные переговоры Петру Порошенко было весьма и весьма непросто. Даже не прямые, а через посредника, роль которого Петр Алексеевич попросил выполнить второго президента Украины Леонида Кучму. Дело в том, что все без исключения политические силы, поддержавшие Петра Порошенко: журналисты на всех каналах украинского ТВ, все гражданские активисты и украинские «правозащитники», сам Игорь Коломойский и Ко — выступают за «войну до полного истребления всех сепаратистов Юго-Востока». И они категорически против любых переговоров с представителями непризнанных республик, считая их сепаратистами-террористами, мародерами и т.п. Любые переговоры с ними в их глазах равносильны государственной измене. 

Тем не менее Порошенко впервые решился пойти против «партии войны», и пока не ясно, насколько последовательным будет он на этом пути. 

Первый приз в ответ на свой мужественный шаг Порошенко получил уже на следующий день, когда Владимир Путин обратился Совфед с просьбой отменить известное постановление о разрешении ввести войска в Украину. Очевидно, что этот шаг Путиным сделан в ответ на готовность Порошенко к переговорам с Юго-Востоком, пусть пока и не прямым. 

Сегодня трудно сказать, насколько удастся сблизить позиции Киева и ДНР-ЛНР и в какой точке можно ожидать достижения компромисса. Переговоры, в сущности, пока даже и не начинались. Позиции сторон конфликта настолько сильно отличаются, что не приходится сомневаться — переговоры будут невероятно трудными и, скорее всего, длительными. Слишком свежа память об авианалете на Луганск, о 40 убитых детях, об обстреле тяжелой артиллерией Славянска, убийствах милиционеров и мирных жителей Мариуполя… 

Но переговорам альтернативы — нет. Важно, чтобы мы могли следить за ходом переговоров, а не за сводками с поля боя. 

Если Порошенко удастся с помощью Путина  перевести конфликт Киева с ДНР-ЛНР из военной фазы в вялотекущий переговорный процесс, то у него появятся шансы сосредоточиться на решении политических и социальных проблем, коих у него более чем достаточно. И одна из первоочередных политических задач Порошенко — сформировать в Верховной раде лояльное ему устойчивое большинство. С сегодняшним составом рады ему вряд ли это удастся: фракции Юлии Тимошенко и «Свободы» — ненадежные партнеры, а без них у Порошенко нет в нынешнем составе рады большинства. 

Внеочередные выборы можно провести не ранее чем осенью. Причем никаких гарантий, что Порошенко сможет получить на этих выборах лояльное большинство, учитывая накопившееся социальное напряжение, нет. И компромисс с Юго-Востоком, скорее всего, приведет к консолидации против Порошенко националистической оппозиции. 

Если же переговоры будут сорваны и возобновятся военные действия, то союзников у Порошенко может не оказаться вовсе. 

Скорее всего, парламентских выборов в этом году не будет. Никому, в том числе Госдепу, не захочется включать в игру новые неизвестные — и без того ситуация чрезвычайно запутанная. Вот когда будет принято решение, что Порошенко предназначенную ему роль уже выполнил, тогда, возможно, и будет запущен механизм перезагрузки Верховной рады, не исключено, что при совмещении этой перезагрузки с кастингом на нового любимца Виктории Нуланд (или кто там будет вместо нее). 

Что касается роли олигарха и губернатора Днепропетровской области г-на Коломойского, то слухам о его возможной отставке, по-видимому, не суждено сбыться — слишком много властных ресурсов, в том числе силовых, он сосредоточил в своих руках. 

Очевидно, что для Порошенко он — нежелательный попутчик, но пока президент едва ли решится от него избавиться. А жаль. А вот ослабить его аппетиты — это вполне вероятно. Например, может отправить в отставку его ставленника — губернатора Одесской области Игоря Палицу. 

Среди тяжелейших проблем Украины и Порошенко — состояние дел в милиции. Эта проблема поважнее газовых споров с РФ. Газовые споры так или иначе, я уверен, будут улажены до холодов. А что делать с деморализованной милицией, не знает никто. Новая власть уволила уже десятки тысяч милиционеров, по-видимому, большинство из юго-восточных регионов. 

Как и полгода тому назад, шпана с майдана в центре Киева возле Киево-Печерской лавры может избить ногами милиционера (желающие могут лицезреть это избиение на YouTube) и… спокойно разойтись. 

Так ведь и случилось в действительности. После чего начальство милиции объявило о том, что никаких инцидентов у Лавры не произошло и всё было в рамках закона. 

Комментарии
Прямой эфир