Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Маск призвал закрыть «Голос Америки» и «Радио Свобода»
Экономика
Товары без маркировки отдадут на благотворительность
Мир
В Харьковской области остановили добычу газа на месторождении
Мир
ОДКБ проведет восемь учений в 2025 году
Происшествия
ВСУ за сутки свыше 10 раз обстреляли территорию Донецкой Народной Республики
Мир
Шольц назвал неправильным поставлять Украине из ФРГ оружие для ударов вглубь РФ
Экономика
Банки снизили одобрение кредитов до рекордного минимума в 5%
Мир
Трамп заявил об ожидании от DOGE обнаружить растраченные Пентагоном миллиарды
Общество
Лавров поздравил коллег с Днем дипломатического работника
Общество
Синоптик спрогнозировал морозы и снегопады в конце февраля
Интернет и технологии
Мошенники начали распространять вирусы под видом нейросетей
Мир
Советник Трампа заявил об игнорировании USAID стратегических целей США
Происшествия
ВСУ нанесли удар по Киевскому району Донецка с применением дронов самолетного типа
Происшествия
В Курской области девять домов были повреждены в результате обстрела ВСУ
Мир
Авария на газопроводе оставила без газа жителей двух районов Тбилиси
Экономика
Реальные зарплаты в 2025 году вырастут на 3,3%
Общество
В России появилась национальная гастрономическая карта

Интернет-магазины хотят обязать вести «книги жалоб» в Сети

Законодатели планируют повысить ответственность рынка электронной торговли перед российскими покупателями
0
Интернет-магазины хотят обязать вести «книги жалоб» в Сети
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин до конца весенней сессии вынесет на заседание комитета законодательную инициативу о введении для интернет-магазинов и сайтов платных услуг онлайн книг отзывов и предложений, которые сегодня, согласно нормативным актам, должны иметь другие продавцы товаров и услуг. Сегодняшнее законодательство не предусматривает технических способов интеграции книг жалоб для субъектов электронной торговли.

В настоящее время, согласно постановлению правительства РФ №-55 от 19.01.1998 года, «продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию». Онлайн-торговля, в свою очередь, является специфической средой для данной нормы, которая не может применять существующего законодательства, так как продавец и администрации онлайн-магазина могут находиться совершенно в другом городе, чем многие их покупатели.

Для возможности применения нормы 16-летней давности, когда об онлайн-магазинах в России еще никто и не слышал, в Госдуме предлагают разработать законодательные изменения, которые позволят покупателям товара из интернет-магазина в режиме онлайн оставлять свои записи в книге жалоб о качестве услуг и полученном товаре.

По мнению законодателей, введение онлайн книги жалоб позволит бороться с недобросовестными продавцами, порой и мошенниками, которые реализуют через свои электронные площадки некачественный товар и вводят покупателей в заблуждение.

— Реализация этой идеи принесет немало пользы. И такие форматы борьбы с мошенничеством, ущемлением прав потребителей диктует нам наступившая эпоха информационного общества. Но мы обязательно должны учесть, чтобы это не стало элементом «заказной прописки» в тех или иных ресторанах и магазинах. Черный пиар обязательно попытается прокрасться в эту систему, — думает депутат.

При этом Вадим Деньгин заметил, что уже сегодня в интернете есть механизмы, которые подсказывают покупателям и потребителям услуг качество и условия работы отдельных магазинов и других торговых онлайн-площадок. Это показывает, что среди пользователей такие механизмы пользуются большим спросом, и граждане желают знать, где они могут приобрести качественный товар, а где попасть в неприятную историю.

— Есть TripAdvisor, который говорит нам хорош ли ресторан, какие магазины можно посетить в том или ином регионе. И люди оставляют свои комментарии. Также нужно учесть и то, что первые отзывы могут быть проплачены или принадлежат владельцам, а остальные у пользователя просто нет времени читать, — сказал он.

Директор интернет-магазина «Экспедиция» Евгений Играшкин считает, что мошенники в онлайн-торговле всегда смогут найти способ обойти любые законодательные барьеры.

— Сейчас мошеннических ресурсов по тем или иным причинам становится всё меньше, но что касается оставшихся, то, боюсь, данная инициатива может не возыметь эффекта, — считает он. — Новые способы обмана рождаются постоянно, и пока сами люди будут такими наивными, сложно их будет защитить от мошенников. Если эта схема в готовом виде покажется нам полезной, то мы обязательно в общем порядке разместим ее и у себя на сайте.

Глава общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков считает, что государству нужно создать условия для реализации общественного контроля за недобросовестными интернет-продавцами, а не заниматься этим самостоятельно. 

— Государство не должно брать это на себя, потому что оно субъективно и не сможет обеспечить техническую реализацию данной идеи. Во всем мире эта проблема решена путем создания общественной экспертизы. Есть международная организация, отделение которой в США занимается выпуском потребительского журнала, который в основном финансируется за счет своих же подписчиков, — рассказал эксперт. — Они доверяют репутации независимой экспертной организации. У нас же «института репутации» нет. И хотя многие фирмы сейчас болезненнее реагируют на отзыв в интернете, чем на иск, все равно жалобные книги для магазинов существуют сейчас не для контроля профильным министерством всей системы, а для информатизации самого владельца о работе сотрудников и филиалов.

Сегодня у россиян возможностей защититься от недобросовестных онлайн-продавцов и вернуть свои деньги не так уж и много. Сами же магазины в Сети, несмотря на большое количество претензий, продолжают заниматься реализацией некачественного товара, а потенциальные покупатели не имеют возможности узнать об опыте покупок своих предшественников.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир