Зинаида Шарко представила анкетные данные


БДТ отпраздновал 85-летие Зинаиды Шарко, подлинной ленинградской-петербургской актрисы. Объяснение этому в «33 годах счастья», как называет актриса период работы под крылом Георгия Товстоногова. Себя она с гордостью именует «первым товстоноговским призывом».
Мастер пригласил ее в труппу в 1956 году, когда возглавил находящийся на грани закрытия БДТ имени Горького. Уже к началу 1960-х театр стал одним из лучших в стране. Труппа, в которую вместе с Шарко входили Евгений Лебедев, Иннокентий Смоктуновский, Ефим Копелян, Павел Луспекаев, Татьяна Доронина, Кирилл Лавров, Сергей Юрский, могла составить конкуренцию любому коллективу мира.
Приглашение в БДТ Зинаиды Шарко Товстоногов мотивировал так: «У меня нет фабричной девчонки», подразумевая пьесу Александра Володина. Вскоре актриса в самом деле сыграла володинскую героиню — фабричную, правда, не девчонку, а женщину: 40-летнюю работницу «Красного треугольника» Тамару в «Пяти вечерах».
Премьера состоялась ровно 55 лет назад. Сегодня эта нежная камерная история из жизни обычных ленинградцев считается шедевром Володина и Товстоногова, а незатейливый романс «Миленький ты мой...», спетый Шарко, был вписан в пьесу.
За почти 60 лет работы в БДТ актриса сыграла во множестве спектаклей. Есть у нее известные роли в кино: в «Долгих проводах» Киры Муратовой, «Чужих письмах» Ильи Авербаха, в фильме «Луной был полон сад» Виталия Мельникова. Но визитной карточкой Зинаиды Шарко остается, конечно, володинская Тамара. Драматург до конца жизни считал, что его Тамару создала именно она.
Чествование юбилярши состоялось в Каменностровском театре (новая сцена БДТ) в формате закрытого «семейного ужина», на который пригласили избранных коллег и друзей. Антураж вечера был связан, конечно, с «Пятью вечерами». Зинаида Максимовна принимала поздравления, сидя на сцене в выгородке, напоминающей декорацию из легендарного спектакля.
Из запасников театра привезли подлинный реквизит — тахту, на которой сидел Ильин (Ефим Копелян), неваляшку, с которой забавлялся племянник Тамары Слава (Кирилл Лавров), скатерть. При входе на сцену повесили табличку с адресом: «Восстания, 22, квартира 2». Там, согласно пьесе, проживают Тамара с племянником, а в действительности проживал сам драматург.
Одним из подарков актрисе стали ее мемуары, изданные тиражом 1,5 тыс. экземпляров и только что привезенные из типографии.
— Зинаида Максимовна всё писала сама в течение долгих лет, — сказала «Известиям» директор издательства «Балтийские сезоны» Елена Алексеева. — Началось с того, что в 1990-е она стала публиковать свои воспоминания в периодике, в основном в газете «Экран и сцена». И как-то спросила меня: «Издашь мою книгу?». Я ответила, что издам. Но Зинаида Максимовна то много играла в театре, то снималась, то болела, и процесс затянулся. Многое из того, что есть в этой книге, было опубликовано, но в отрывках. Скажем, эссе о своем любимом режиссере Шарко написала для нашего издательства, когда мы выпускали сборник о Товстоногове. Впервые публикуется то, что не касается театра (главы о детстве, юности, частной жизни). Мне пришлось расшифровывать записи актрисы, сделанные в тетрадочках ее детским почерком.
На обложке — живописный портрет в духе французского авангарда; можно подумать, это работа современника Матисса и Леже. Как оказалось, изобразил Зинаиду Шарко актер Анатолий Гаричев.
— Он долгие годы, весь товстоноговский период, состоял в труппе БДТ, — заметила Елена Алексеева. — Его лучшие, на мой взгляд, портреты — Шарко, Лаврова и Юрского — висят у Зинаиды Максимовны дома. Я не могла не предложить ей перенести чудесный портрет на обложку.
Название мемуаров непритязательное — «Мои анкетные данные». Каждая глава — ответ на вопрос, начиная с дежурных — «ФИО, дата рождения» или «Имеете ли вы правительственные награды?» и кончая личными («Ваше отношение к женскому счастью»). Как сказала актриса «Известиям», она отвечала «сугубо индивидуально-личностно». А это гарантия того, что широкий актерский диапазон Зинаиды Шарко — от эксцентричности, хулиганства, фонтанирующего юмора до невероятных лирических высот — проявился и в ее литературе.