Если театр начинается с вешалки, то многие российские стадионы начинаются с торговли семками и клубной атрибутикой, а еще — с выстроившихся в кордоны полицейских, вид которых настраивает далеко не на благостный лад.
Последний тур, столичное дерби между «Спартаком» и «Динамо». Досмотр строже, чем в аэропорту. Разве что рентгеновских аппаратов для обнаружения петард и файеров еще не поставили. У нас ведь, как показала практика, народ затейливый, изобретательный. Но вот благие инициативы нам не чужды. Я о креативных отделах клубов.
При входе на трибуны встречают небольшие плакаты. Мальчуган, сложивший пред собой ладони и надпись: «Спартак» — территория без мата». Уже через несколько минут начинаешь понимать, что затея не удалась, что трибуны наших стадионов без мата — это как осенние футбольные поля без проплешин, выбоин и траншей.
Передо мной — два мальчугана, облаченные в динамовскую форму. Обоим лет по семь, не больше. Наверняка занимаются в секции бело-голубых. И благодаря сидящим вокруг дяденькам после игры они запомнят не только мастерские передачи, финты и взятия ворот, но и словечки, от которых трава во вратарской вянет, а родители, услышав таковые, непременно схватятся за сердце.
Особенно усердствует в злоупотреблении каскадами обсценной лексики лысоватый мужчина, похожий на завсегдатая клиники для страдающих алкогольной зависимостью. Ему пытается сделать замечание полицейский. Делает он это как-то неуверенно, я бы даже сказал, с чувством вины. Прости, дескать, старина, но детишки рядом, а ты по матушке. Не дубиналом же тебя по хребту охаживать. Мы ведь люди, в конце концов. Такой подход находит отклик в залитой душе, и полицейский удаляется под смешки компании.
Этим тут же воспользовался мой сосед, благоухающий прокисшей брагой. Закуривая, он сообщает мне, что «Зенит» вколотил в Краснодаре и неплохо бы этому самому «Зениту» сгореть где-нибудь в районе преисподней.
Буквально через несколько минут мне сообщили, что болельщики питерского клуба напали на съемочную группу канала Life News. Избивали и оператора Алексея Туманова, и корреспондента Викторию Литвинову. Вот вам и все кодексы чести, уместившиеся в несколько ударов по лицу девушки.
Причем избивать журналистов начали сразу после того, как они хорошо отозвались о болельщиках из Северной столицы. Я сознательно не употребил определение «культурная столица». По той простой причине, что неадекватных фанов хватает в любом российском городе, в любой единице фанатского движения. И благодаря бездействию в плане наведения порядка на стадионах их количество не уменьшается, а, наоборот, растет.
Знаете, что заявил генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов после психической атаки «виража» во главе с карликовым Гулливером на футболистов московского «Динамо»? Он предложил выкапывать рвы между полем и трибунами, сославшись на регламент УЕФА. А ведь можно пойти и дальше: во рву горячая смола, за ним частокол из заточенных бревен, на цепях голодные львы.
Почему не обратиться к Средневековью, если отсутствуют мысли по поводу наведения порядка при помощи цивилизованных методов? Или введение пожизненных запретов на посещение матчей навлечет лютый гнев «виража», с которым руководство клуба привыкло дружить даже в тех ситуациях, когда этого делать не стоит?
А ведь такие меры уже не просятся, они просто необходимы. На стадионах всё меньше нормальных болельщиков, которых в фанатской среде окрестили «кузьмичами». Стали бояться посещать футбольные матчи женщины. Зато был принят неработающий закон о болельщиках, который сейчас хотят ужесточить. У нас какая-то непреодолимая тяга к полуфабрикатам и ко всему недоделанному. Это, наверное, из детства. Резиновые фрикадельки, конструкторы «Сделай сам»... Вот из этой же линейки и закон о болельщиках.
Ну так если у самих не получается, почему не сделать то, о чем все давно говорят, что давно на поверхности? А на поверхности опыт родины футбола. Именно англичане доказали всему миру, что лучше, чем они, пока с футбольными хулиганами и бардаком на трибунах никто не справился. Более того, они открыты для сотрудничества и внедрения своего опыта в других странах, дабы футбольное пространство стало безопасным в глобальных масштабах. Наши чиновники от игры номер один в мире этого понять почему-то не хотят. Потому как у нас свой опыт. Опыт проб, ошибок и всего недоделанного.