Губернатору Вологодской области дадут еще один срок


Владимир Путин принял досрочную отставку главы Вологодской области Олега Кувшинникова, срок полномочий которого истекал в 2016 году. Причиной такого решения стала нашедшая отклик у главы государства просьба губернатора о досрочных губернаторских выборах, которые пройдут в сентябре этого года. Таким образом, Кувшинников стал 25-м врио главы региона, который заручился доверием президента. Эксперты считают, что Кувшинникову предстоит конкурентная избирательная кампания, так как регион привлекателен для крупного бизнеса.
Владимир Путин провел встречу с Олегом Кувшинниковым, на которой поинтересовался у главы Вологодской области выстроенной им системой обратной связи с населением, а также экономическими показателями развития области.
— Результаты у нас стабильные. У нас положительный индекс промпроизводства. Растет валовой региональный продукт. Увеличивают объем производства наши крупнейшие товаропроизводители — металлурги и химики, — отвечал президенту губернатор, признавая падение показателей по сельскому хозяйству и отмечая свои усилия по исправлению ситуации.
— Мы запустили несколько проектов по диверсификации экономики, снижению монозависимости от работы наших крупнейших товаропроизводителей. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, Владимир Владимирович, и, конечно, очень хотели бы продолжить работу над реализацией этих проектов, — пояснил Кувшинников, высказав главе государства свое желание довести начатое в регионе до конца.
— Хорошо, я не против. Наоборот, даже поддерживаю и вас, и ваши планы. Нужно только не просто организовать выборы и поучаствовать в них, но и предложить программу развития области на ближайшее время, — напутствовал главу Вологодчины президент.
Олег Кувшинников возглавил Вологодскую область в 2011 году по указу на тот момент президента Дмитрия Медведева. На этом посту он сменил первого губернатора области Вячеслава Позгалева (руководил регионом с 1996 по 2011 год. — «Известия»), который сегодня представляет интересы области в качестве депутата Госдумы. В политику Кувшинников пришел из крупного бизнеса, в котором прошел путь от простого рабочего до члена совета директоров ОАО «Северсталь». До назначения губернатором он занимал пост мэра Череповца (с 2007 по 2011 год. — «Известия»), а ранее избирался депутатом городской думы.
После его назначения главой Вологодской области в регионе сохранилась преемственность власти. В его команде осталось 10 из 14 ключевых фигур, работавших в команде Вячеслава Позгалева. Как отмечают местные эксперты, в регионе нет острых конфликтов ни с населением, ни с местной элитой, а главной проблемой области является возрастающий госдолг — 31,8 млрд рублей (в расчете на одного жителя — 29,5 тыс. рублей. — «Известия»). Из-за чего в адрес Кувшинникова от депутатов областного заксобрания звучат упреки в том, что он лоббирует интересы «Северстали», которая, по их мнению, не платит налоги в должном объеме.
— Регион испытывает финансовые трудности из-за сложной ситуации в металлургии. В 2011 году это наложилось на результаты выборов в Госдуму, когда «Единая Россия» получила низкий для себя результат (менее 35% голосов. — «Известия»). В силу того что «Северсталь» является этаким «мажоритарным акционером» региона, а Олег Кувшинников недалек от этого бизнеса, серьезных финансовых эксцессов пока удается избежать, — поясняет президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
По мнению эксперта, фигура Кувшинникова удовлетворяет запросы местного населения на обновление, хотя сама Вологодская область «является регионом, вокруг которого периодически сгущаются тучи».
— Несмотря на большие долги, это привлекательная, интересная территория. Не случайно в последнее время велись разговоры о том, что позиции Кувшинникова ослабли, но в последние месяцы он отыграл ситуацию, — считает эксперт, не исключающий тем не менее конкурентную избирательную кампанию.
— Экономическая конъюнктура для региона будет ухудшаться. Ситуация напоминает мне Липецкую область, где губернатор Олег Королев говорит о том, что регион преодолел зависимость от металлургов, но НЛМК — до сих пор бюджетообразующее предприятие. Не исключено, что в перспективе в случае каких-либо санкций Запада эти предприятия просядут, поэтому не случайно президент сказал Кувшинникову о необходимости программы, — говорит глава политической экспертной группы Константин Калачев.
Эксперт отмечает традиционно невысокий в регионе рейтинг «Единой России».
— В этом смысле проблемы у Кувшинникова могут быть. Это не та территория, где победу можно обеспечить административными методами. Но вопрос, кто сможет бросить вызов губернатору. Пока таких фигур я назвать не могу, но если бы они были, то, конечно, выборы стали бы конкурентными, — считает Калачев.
Среди губернаторов, полномочия которых истекают в 2016 году, Олег Кувшинников стал первым, кому в этом году президентом были разрешены досрочные губернаторские выборы. Впрочем, рекорд по досрочности пока за губернатором Мурманской области Мариной Ковтун (назначена врио главы области Владимиром Путиным 5 мая этого года. — «Известия»), полномочия которой истекали в 2017 году. Объяснить подбор досрочно переизбираемых фигур эксперты не могут. Пока общим признаком для всех них (помимо названных это главы Курской, Тюменской, Липецкой, Оренбургской областей и Республики Калмыкия) является назначение на посты губернаторов экс-президентом Дмитрием Медведевым.
— Началась какая-то непонятная предвыборная лихорадка (в настоящий момент в сентябре планируется провести 25 губернаторских избирательных кампаний. — «Известия»), когда даже те, у кого полномочия истекают через 2–3 года, стремятся переизбраться. Если говорить о Мурманской и Вологодской областях, то оба губернатора тесно связаны с крупным бизнесом — «Северсталью» и «Норильским никелем». Может быть, инициативы их досрочного переизбрания инициированы этим бизнесом, который чувствует приближение экономического кризиса, — рассуждает глава Центра региональных исследований Ростислав Туровский.
По его мнению, возможно, в Вологодской и Мурманской областях хотят провести выборы до роста протестных настроений.
— Это дает возможности развязать руки для проведения в регионах более жесткой социальной и финансовой политики, — полагает эксперт.