Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Минприроды просит модернизировать парк «кукурузников»

Для тушения лесных пожаров в России, по мнению главы ведомства, больше подходят отечественные Ан-2, чем иностранные Cessna и EuroStar
0
Минприроды просит модернизировать парк «кукурузников»
фото: Кирилл Зыков/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской направил письмо (имеется в распоряжении «Известий») на имя председателя правительства Дмитрия Медведева. В нем глава ведомства обращает внимание на сложную ситуацию с авиапарком региональной авиации, который предназначен для охраны лесов от пожаров и нуждается в срочных мерах по обновлению. По словам министра, традиционно используемый авиапарк самолетов Ан-2, в простонародье «кукурузников», значительно сократился в последние годы. Кроме этого, сократился выпуск авиационного топлива, предназначенного для Ан-2, что увеличивает себестоимость летного часа самолета.

Необходимость модернизации авиапарка Ан-2 связана с тем, что существующие авиапарки разных ведомств уже не способны полноценно справляться с угрозой пожаров, а большая часть самолетов не пригодна для эксплуатации. По прогнозам, лето 2014 года будет засушливым, и леса в отдельных областях страны уже начали гореть. Для решения этой проблемы и предлагается масштабная модернизация Ан-2. При этом модернизация самолетов до моделей ТВС-2МС займет гораздо меньше времени, чем производство новых самолетов. Немаловажно и то, что обновление старых машин будет стоить примерно в три раза дешевле, чем создание авиапарка из новых.

Обновить региональный авиапарк министр Донской предлагает модернизацией Ан-2 до ТВС-2МС. Этот самолет, по сути, является ремоторизацией самолета Ан-2, которая требует замены бензинового поршневого двигателя на новый турбовинтовой. Это, по словам чиновника, поможет сохранить в самолете выгодные летные характеристики Ан-2, а эксплуатацию самолета удешевит в четыре раза. Сам ТВС-2МС является разработкой Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина.

При этом Донской заметил, что эксплуатация иностранных самолетов не позволяет получить той эффективности, которую дает старый Ан-2.

«Для авиационного патрулирования лесов привлекаются легкомоторные самолеты иностранного производства типа Cessna, EuroStar, Tecnam, Tundra, Sky Arrow, Aeroprakt и другие, — написал в своем обращении министр. — Однако указанные типы легкомоторных воздушных судов не могут обеспечить выполнение главного условия технологии авиалесоохранных работ по высадке парашютистов-пожарных к местах лесных пожаров для их оперативной ликвидации при обнаружении. Неоднократно предпринятые безуспешные попытки последних лет по созданию воздушного судна, которое могло бы заменить самолет Ан-2, не привели к положительному результату».

Донской отметил, что необеспеченная потребность для авиалесоохранных работ составляет около 200 самолетов типа Ан-2, и именно поэтому предлагается ремоторизация Ан-2 до ТВС-2МС.

В обращении также приведена не радужная статистика. По данным Минприроды, в настоящее время в реестре гражданской авиации, ВВС Минобороны России и системе ДОСААФ находится 2,1 тыс. самолетов Ан-2. Эксплуатируется из них лишь 470.

Директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина Владимир Барсук, чье предприятие и разработало способ модернизации Ан-2 в ТВС-2МС, считает, что такого рода обновление является единственным решением проблемы. Он пояснил, в чем будут состоять преимущества ТВС-2МС перед Ан-2.

— Модернизация — это приведение машины в порядок и установка нового двигателя, что получается в три раза дешевле нового самолета. Новый стоит $3,5 млн, тогда как предложенный нами вариант обойдется в $1,1 млн. Помимо двигателя мы меняем и такие детали, как внешняя обивка самолета, которая прослужит до 15 лет, — рассказал он. — Но главное, что мы меняем авионику, ставим стеклянную кабину, делаем машину менее прихотливой в эксплуатации, менее энергозатратной. Этот самолет при отказе генератора сможет лететь 2–3 часа, а обычный Ан-2 — 15 минут. Турбинный двигатель отапливает салон, появилась шумоизоляция, вибрации снизились.

Представитель Центра охраны дикой природы и эксперт по охране леса Михаил Корпачевский отметил, что совершенствование пожарной техники и авиапарка поможет не только сохранить леса, но и спасти жизни пожарным.

— До этого года статистик по лесным пожарам было две: официальная (1,5–3 млн га) и неофициальная, которая в 5–8 раз превышала официальную. В последнем отчете профильных ведомств цифры были приближены к реальным. Поэтому мы считаем правильным, что власти решили вплотную заняться борьбой с пожарами и их последствиями, — сказал он. — Эта работа часто носит героический характер, многие люди погибли при тушении лесных пожаров, и, безусловно, совершенствовать техническое оснащение необходимо для того, чтобы и сами пожарные подвергались меньшему риску, а результат их работы был более эффективным.

Президент фонда «Партнер гражданской авиации» и бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов рассказал «Известиям», что за последние 20 лет крайне мало внимания уделялось модернизации Ан-2.

— Сейчас единственным экстренным выходом для нас может стать активная работа по совершенствованию тех параметров самолета, которые были упущены. Важно решить проблему модернизации двигателя, создать менее пожароопасное покрытие. Эта разработка могла стать флагманом малой авиации, а теперь мы упустили много времени, — считает специалист. — И помимо пожаротушения самолет мог бы выполнять множество функций, как это и было в СССР. Его хорошими качествами десятилетиями считаются неприхотливость, мощность двигателя в 100 л.с., скорость 220 км/ч, приборооборудование, электрика, возможность садиться на грунт, снег и воду.

В своем обращении на имя главы правительства Донской также просит создать совместно с другими ведомствами действенную программу модернизации, а Минпромторгу поручить определить предприятие, ответственное за обновление парка Ан-2.

Самолет Ан-2 был представлен Новосибирским ОКБ-153 во главе с главным конструктором Олегом Антоновым в 1947 году. Позже, в 1952 году, ОКБ-153 переехало в Киев и сейчас является самым известным украинским авиаконцерном «Антонов». За почти 70-летнюю историю знаменитые «кукурузники» занимались грузоперевозками, транспортировкой пассажиров, сельскохозяйственными работами, тушением пожаров, разведкой погоды и многим другим. 

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир