За четыре года работы в качестве губернатора Красноярского края Лев Кузнецов не смог улучшить положение в регионе.
Финансовое состояние края остается удручающим — фактически предбанкротным. Долг по не выплаченным кредитам к концу года может достигнуть 100 млрд рублей, притом что общий бюджет региона составляет 135 млрд. Управляемость в аппарате потеряна, администрацию сотрясают коррупционные скандалы. Красноярский край занимает одну из самых низких строчек в рейтинге регионов, который был подготовлен фондом Костина и был опубликован в том числе и газетой «Известия». Да и с позициями в других рейтингах, включая информационный, дело обстоит не лучшим образом.
Что касается лично Льва Владимировича, то надо сказать, что он был неплохим заместителем губернатора, когда край возглавлял Александр Хлопонин. Кузнецов отвечал за контакты с крупными корпорациями и, будучи сам выходцем из большого бизнеса, был прекрасно осведомлен о всех ухищрениях, на которые идут предприниматели для ухода от налогов. Увы, оказалось, что не каждый хороший заместитель губернатора может стать хорошим губернатором.
Главный недостаток прежнего руководства состоял в полном отсутствии какой-то системности в работе — Кузнецову не хватало общего видения ситуации. Даже много раз согласованный документ — Концепцию социально-экономического развития края — так и не удалось принять. Хотя проект этой концепции давно висит на сайте администрации края.
Разумеется, нынешнее передвижение Кузнецова — на пост министра по делам Северного Кавказа — это понижение, хотя и почетное — конкретный выбор места работы, вероятно, обусловлен протекцией бывшего начальника, который хотя и покинул пост полпреда продолжает курировать северокавказское направление в должности вице-премьера. Кстати, возможно, что Кузнецову удастся на новом месте достичь каких-то результатов — неудача в одном деле не обязательно должна привести к неудаче в другом.
Отставка Кузнецова ожидалась давно, особенно активно слухи ходили об этом с конца прошлого года. Что, кстати, обострило все теневые конфликты между потенциальными претендентами на эту должность — ставленниками тех или иных бюрократических групп или экономических корпораций. Однако окончательное решение принял президент, выдвинув неожиданную кандидатуру — полпреда в Сибирском округе Виктора Толоконского.
Толоконский не принадлежит ни к одной из конкурировавших в крае бюрократических группировок, при этом он хорошо знает ситуацию в регионе, в том числе о состоянии экономики, и теперь после его назначения подковерная борьба прекратится. Какой теперь смысл воевать, когда кандидат от партии власти определен.
И, я думаю, шансы оппозиции на предстоящих выборах минимальны — поскольку даже все наши партии системной оппозиции в сущности представляют собой ответвления «Единой России». И я не вижу никаких иных кандидатов, кроме Толоконского, который обладал бы каким-либо ресурсным потенциалом, — ни прохоровская, ни быковская региональные оппозиции не имеют в своих рядах фигур, способных составить конкуренцию ставленнику Кремля.
Главный минус Толоконского — это тот факт, что он не уроженец Красноярска, на это станут указывать критики, используя усталость жителей края от постоянного присутствия внешних фигур. Но, думаю, потенциал этого человека достаточно большой, чтобы этот минус не стал роковым фактором для его карьеры.
У Толоконского главная краткосрочная задача — навести порядок в аппарате и выиграть выборы. Для этого ему нужно будет продемонстрировать свою силу и свои способности, не совершая при этом резких шагов. Однако придется что-то серьезно поменять в финансовом управлении — надо будет решать вопрос о стабилизации ситуации. Впрочем, далее потребуются и какие-то жесткие меры для преодоления стагнации, которая длилась все эти четыре года.