Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Генпрокуратура выявила 39 нарушений при проверках вузов

В период с января по март 2014 года Рособрнадзор осуществлял проверки высших учебных заведений с нарушением законодательства
0
Генпрокуратура выявила 39 нарушений при проверках вузов
Фото: архив редакции
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Генпрокуратура признала, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводила проверки высших учебных заведений с нарушениями, в результате которых были аннулированы лицензии ряда вузов. В период с января по март 2014 года специалисты Рособрнадзора провели 39 плановых и внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность. К проверке были привлечены эксперты, аккредитованные в порядке, установленном постановлением правительства от 20.08.2009 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю». При этом, вопреки положению о государственном надзоре в сфере образования, утвержденному постановлением правительства, с экспертами не заключались гражданско-правовые договоры, не возмещались расходы, связанные с их участием в мероприятиях, не выплачивалось вознаграждение. Все расходы возмещались за счет работодателя экспертов. Соответствующее письмо на имя депутата Госдумы Владимира Бурматова отправил первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман (есть в распоряжении «Известий»).

«Указанные нарушения выявлены Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе ранее проведенной проверки деятельность Рособрнадзора. По ее результатам руководителю службы внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства», — говорится в письме.

— Как видно из ответа Генеральной прокуратуры, нарушений в процедуре отбора экспертов (именно отбора) не зафиксировано. В связи с переходом с 94-ФЗ на 44-ФЗ государственный контракт на обеспечение работы экспертов был заключен службой в марте 2014 года. При этом, по согласованию с экспертами, работавшими до этой даты, они работали на безвозмездной основе, что не противоречит действующему законодательству, — пояснил «Известиям» помощник руководителя Рособрнадзора Сергей Шатунов.

Единоросс Владимир Бурматов считает, что ведомство дискредитирует всю систему образования в целом.

— Была четкая установка — закрыть все липовые вузы. То, что делает Минобрнауки, — это «подкладывание мин» под поручения премьер-министра о ревизии высших учебных заведений. Ведь после таких проверок вузы подают в суд и эти суды выигрывают, и возвращают себе отнятые лицензии, — говорит он. — Это, безусловно, халатность. Не думаю, что будут какие-то последствия с точки зрения уголовных или дисциплинарных наказаний. Это не в практике Минобрнауки — делать выводы из таких вещей. Настораживает, что это не единичный случай, когда министерство пренебрегает российским законодательством.

Кроме того, Бурматов добавил, что на данный момент у него находятся три аналогичных дела, которые будут иметь процессуальные последствия.

Уже в феврале Рособрнадзор предъявил претензии к 10 вузам после проверок. В марте ведомство сообщило о проверках еще шести вузов, в пяти из них нашли нарушения.

Руководитель общественного движения «Обрнадзор» Алексей Монахов считает, что проблема с экспертами у Рособрнадзора возникла из-за несоблюдения правил государственных контрактов.

— Из реестра госзакупок (zakupki.gov.ru) нам стало известно, что госконтракт Рособрнадзора на экспертное обеспечение в 2013 году действовал до 25 декабря 2013 года, а новый был заключен только 11 марта 2014 года. На официальном сайте Рособрнадзора размещена информация о том, что в период с января по март 2014 года всего фактически проведено 76 проверок вузов и научных учреждений. Провести такое количество мероприятий без экспертов силами десятка инспекторов — маловероятно, — говорит он. — Кто оплачивал работу экспертов, на каком основании они вообще были допущены к проведению государственных проверок (административный регламент Рособрнадзора требует наличия договоров) — неизвестно. К госконтракту на экспертное обеспечение также есть вопросы. Он заключен в результате несостоявшегося конкурса с компанией, которая никогда ранее такой деятельностью не занималась.

Бывший начальник Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора (2011–2013 годы) Вадим Лебедев также считает, что нарушения стали следствием неправильного оформления контрактов.

— Сумма госконтракта может быть завышена минимум вдвое. В конкурсной документации приведен расчет на более чем 900 проверок. Это невероятно много, просто невыполнимо. Для реализации контрактных показателей персонал службы нужно было бы увеличить в три раза. С учетом трехмесячной задержки с подписанием госконтракта, кто-то может получить более 16 млн необоснованного обогащения из государственного бюджета, — сообщил он. — Нарушен закон, который требует наличия договорных отношений с привлеченными экспертами, следовательно, все проверенные вузы имеют право обжаловать факт проведения проверок и акты госоргана по результатам проверок.

Лебедев отметил, что только недавно Рособрнадзор перешел к использованию схемы посредника для привлечения экспертов в проверки.

— Когда я руководил этим участком, договоры заключались непосредственно между службой и экспертами. Непонятно, кто и в чьих интересах проводил экспертные работы при проверках эти три месяца. Отсутствие договоров — это нарушение закона, а незаконные проверки — сомнительный способ работы госоргана, — пояснил он.

Комментарий Управления взаимодействия со средствами массовой информации Генпрокуратуры: 

"Генеральной прокуратурой Российской Федерации было установлено, что при проведении Рособрнадзором  в период с января по март 2014 г. проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, был допущен ряд нарушений порядка привлечения к данным проверочным мероприятиям экспертов. Это ни в коей мере не означает незаконность проведения самих проверок"

Комментарии
Прямой эфир