Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Профильные федеральные ведомства разработали планы по интеграции экономики присоединённых Крыма и Севастополя в российское экономическое пространство. Хотя оценка стоимости реализации этих планов от Минфина появится к 15 апреля, в прессе со ссылкой на источники в правительстве уже всерьёз обсуждается как едва-ли-не-согласованный-с-президентом вариант использования на финансирование крымской интеграции тех самых 243 млрд рублей. Эти деньги были «сэкономлены» за счёт предпринятого в 2013 году правительством крайне спорного шага по «займу» — без спроса и на неопределённый срок — накопительной части взносов в ПФР за 2013 год.

Правительство уже выделило Крыму и Севастополю около 13 млрд рублей бюджетных дотаций, а в Госдуму внесён законопроект о выделении 60 млрд рублей из прибыли Центробанка на защиту банковских вкладов в новых субъектах федерации.

Нет никаких оснований полагать, что дотирование крымской экономики потребуется только в 2014 году. Наоборот, ясно, что и в 2015 году и ещё много лет Крым будет оставаться в топе рейтинга дотируемых субъектов федерации. По итогам 2013 года этот рейтинг пока возглавляют Якутия, Дагестан и Камчатка, получающие в совокупности 30% от 419 млрд рублей всех дотаций федерального бюджета субъектам федерации. Поэтому можно предположить, что решение, будь оно принято в 2014 году, по использованию «пенсионного резерва» 2013 года на крымскую интеграцию поставит окончательный крест на программе накопительного пенсионного страхования. Ведь так будет из года в год.

Однако у проблемы финансирования расходов на присоединённые территории имеется куда более изящное решение. Оно находится в русле задачи формирования у сограждан, включая «новых старых» соотечественников, менталитета ответственного налогоплательщика. Только при этом оглядываться стоит не на советское или дореволюционное прошлое, а на современный опыт государства, аналогичного России по федеративному устройству. Это государство менее четверти века назад столкнулось с почти идентичной проблемой присоединения, интеграции и догоняющего развития «новых старых» территорий и сравнительно успешно её решило.

С момента падения Берлинской стены и вступления пяти восточногерманских земель в состав ФРГ прошло 25 лет. Всё это время немецкие налогоплательщики как на уровне корпораций, так и на уровне физических лиц платят Solidaritätszuschlag — сбор на солидарность. Сбор представляет собой специально установленный дополнительный налог, призванный собрать средства для обеспечения выравнивающего развития присоединённых восточно-германских федеральных земель — субъектов Федеративной Республики Германии. Установленный на данный момент в размере 5,5% от суммы соответствующего налога этот временный сбор уплачивается уже на протяжении 25 лет и прекратит своё действие только в 2020 году. 

Попробуем спроецировать немецкий опыт на российскую действительность. Поскольку экономика России находится явно не на подъёме, говорить о повышении ставки налога на прибыль было бы опрометчиво. Ведь это может поставить крест на перспективах роста экономики в 2014–2015 годах. К тому же не корпорации, а граждане голосуют на выборах, и они же обеспечивают рекордные рейтинги поддержки действий власти. Соответственно, именно граждане должны взять на себя бремя по финансированию поддержанных ими решений — в виде дополнительной налоговой нагрузки на доходы.

По итогам 2013 года в консолидированные бюджеты субъектов федерации поступило 2 499 млрд рублей от налога на доходы физических лиц. Таким образом, для того, чтобы собрать искомые 243 млрд рублей в год, необходимо увеличить поступления от НДФЛ на 10%, направив дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет: сейчас НДФЛ зачисляется в региональные и местные бюджеты. С учётом того, что действующая ставка НДФЛ составляет в большинстве случаев 13%, речь может идти о дополнительной «солидарной» ставке НДФЛ в размере 1,3%.

Это почти в два раза больше, чем в ФРГ, где, как было сказано, сбор на солидарность составляет 5,5% от уровня налога — в сравнении с предлагаемым увеличением 10%. Но не стоит забывать, что средний класс платит в Германии подоходный налог по эффективной ставке в 35–40%, не считая дополнительного церковного налога. В России же даже с учётом налогового по своей сути отчисления «с хвостов» в ПФР, совокупные налоговые отчисления с доходов не превышают 21%.

Введение такого налога станет первым шагом в формировании у пока ещё населения, а не граждан понимания, что у государства нет «своих» денег. Тогда станет ясно: всё, что государство тратит, оно сначала собирает в качестве налогов. Что любые дополнительные расходы, в том числе на присоединение и интеграцию новых территорий, имеют своим источником всё тот же карман всё того же налогоплательщика.

Как церковный налог, принятый в большинстве стран Северной Европы, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Италии и Испании, позволяет отнести расходы по содержанию церкви на её прихожан, так и сбор на солидарность позволит, помимо прочего, выявить уровень реальной поддержки политики руководства России в отношении Крыма. Поддержки, которая оказывалась бы не на словах, а на делах — в ежемесячном направлении заработанных своим трудом денег на решение задачи по интеграции присоединённых территорий. Совместное финансирование на протяжении ряда лет такого национального проекта могло бы возыметь куда более полезный эффект, чем времяпрепровождение на митингах или даже добровольно-принудительные разовые акции по перечислению дневных заработков вроде как не бедствующим крымчанам.

Введение такого налога должно сопровождаться жёстким контролем за недопущением корреспондирующей индексации уровней зарплат в госаппарате, бюджетном секторе и госкорпорациях. Иначе все расходы будут либо переложены на частный сектор, либо компенсированы за счёт роста тарифов госмонополий. Солидарность должна в равной степени коснуться каждого, независимо от сектора экономики, отрасли, профессии и уровня доходов, если не в фиксированной сумме, то хотя бы в равной пропорции от доходов. Ведь на выборах каждый из нас имеет один голос, так и участвовать в общем деле давайте на равных.

Тогда в следующий раз, когда встанет вопрос об очередном присоединении, каждый будет выражать своё одобрение или неодобрение, чётко зная цену своим решениям по определению судьбы своей страны.

Автор — директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...