«Действие моего будущего фильма развернется в Москве 1957 года»


В Ханты-Мансийске завершился XII кинофестиваль «Дух огня». Накануне церемонии закрытия председатель жюри известный режиссер, актер, сценарист, автор легендарного «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов встретился с корреспондентом «Известий».
— Как вы оказались в жюри фестиваля?
— История очень простая. Мой сын Алексей учится во ВГИКе в мастерской Сергея Соловьева, у него очень приличный английский, и Сергей позвал его и Настю Цой быть ведущими на фестивале. Алексею всё очень понравилось, он рассказал нам. О фестивале вообще идет хорошая слава, все говорят, что он очень живой и настоящий. И мы с супругой попросили Соловьева взять нас на фестиваль в этом году, и Соловьев, конечно, сразу нагрузил меня работой — сделал председателем жюри.
— Ханты-Мансийск вам понравился?
— Я почти ничего не видел! Мы всем жюри целыми днями сидели в зале и смотрели фильмы. Я надеюсь, что хоть в оставшееся время я смогу что-нибудь посмотреть — слышал, что здесь прекрасная картинная галерея.
— Правда ли, что вы не очень любите заседать в жюри?
— По крайней мере редко соглашаюсь. Всего я был председателем где-то пять раз. В 2005 году на фестивале «Послание к человеку». До этого в Венеции в 1989 году. Я пытался тогда откреститься, там было много всемирно известных кинематографистов, а мои фильмы никто не видел. Но из-за любви к Горбачеву меня всё равно утвердили (смеется). И теперь вот Ханты-Мансийск.
— Как вам ощущения после такого долгого перерыва?
— Вместо того, чтобы расслабиться и просто смотреть кино, приходиться постоянно концентрироваться — ведь на нас лежит большая ответственность. Это, конечно, не дом строить, но довольно тяжело для пожилых людей вроде меня. Вообще, на мой взгляд, в любом фестивале лучше просто принимать участие, чем сидеть в жюри (смеется).
Тем более жюри состоит из людей разных национальностей, разных вкусов — актрисы Дженнифер Лим из Сингапура и На Жэньхуа из Китая, оператор Акакиу ди Алмейда из Португалии. Требуются определенные дипломатические навыки, чтобы принять согласованное решение, которое бы всех устроило. Нам, мне кажется, это удалось. К решениям жюри, конечно, могут быть вопросы, но я абсолютно уверен, что главный приз «Золотая тайга» получит несомненно лучшая картина фестиваля.
— Вы сейчас отсмотрели 11 дебютов со всего мира. Можете сказать, что волнует новое поколение режиссеров?
—Трудно найти что-то общее, единства я не вижу — слишком широких охват совершенно разных укладов жизни. На фестивале, безусловно, очень интересная, хорошо подобранная программа — это заслуга отборочной комиссии и Андрея Плахова. Из 11 фильмов — пять очень приличных, а это редко бывает. Все они очень содержательны и в хорошем смысле социальны, кроме разве что корейского фильма «Пристегните ваши ремни» — попытки коммерческой комедии, которая ничего о жизни в Южной Корее не говорит.
— Если говорить о России, как вы считаете, сейчас сложнее или легче попасть в профессию, чем во времена, когда вы начинали?
— С одной стороны, сейчас нет государственной цензуры. Но российское кино как индустрия погибло, это надо признать. Куда теперь деваться молодому режиссеру? На телевидение разве что. Мой сын через год заканчивает режиссерский, и никаких перспектив я для него не вижу. Всё поел Голливуд. В Америке, кстати, сейчас многие хорошие режиссеры уходят в сериалы — там блестящие актеры, достойные бюджеты, интересные истории. Российское телевидение очень сильно отстает.
— А как вам недавний сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского? Насколько точно он отражает реальный образ жизни кинематографистов 1960-х годов?
— По-моему, сериал совершенно блестящий. Прекрасно играют Александр Яценко, Евгений Цыганов, но особенно замечательно подобраны исполнительницы женских ролей — буквально одна к одной. Я не помню еще сериала, где был бы такой сильный актерский состав.
А похож ли он на действительность — это же неважно. Это личное видение Валерия Тодоровского, пусть немного сказка, пусть где-то не совсем достоверно. Меня это не волнует. Главное, что это очень хорошее, редкое кино.
— Вы лишь недавно вернулись в режиссуру после долгого перерыва, фактически в совершенно другой стране и в совершенно других условиях. Это было трудно?
— Если быть точным, я не снимал 29 лет. Немного не дотянул до 30 — как начались съемки фильма «Жила-была одна баба». Но надо иметь в виду, что я ушел из режиссуры, но не из кино. Я переквалифицировался в актеры и этим зарабатываю на хлеб. Я преподавал, писал сценарии. Поставил два спектакля — один во МХАТе, другой в «Комеди Франсез». Написал пьесу «Родненькие мои», которая лет 10 нас кормила — она шла в 30 театрах по всей стране. К юбилею российского парламентаризма в 2006 году мы сделали просветительский телепроект «Свобода по-русски», который, к слову, отказались взять все федеральные каналы.
К фильму «Жила-была…» я готовился примерно 17 лет. Когда в годы перестройки (я возглавлял Союз кинематографистов после ухода Элема Климова) мы добились отмены цензуры, мне сразу пришла идея снять фильм о восстании тамбовских крестьян. Мне кажется, это самый важный материал для кино. В XX веке крестьянство как уклад, как социальный слой было фактически уничтожено.
Я очень долго писал сценарий, много читал источников и литературы. Потом долго искал деньги. К счастью, всё удачно сложилось. Один из плюсов рыночной экономики — я смог позволить себе взять самых лучших профессионалов. А один из минусов — фильм, конечно, не смог окупиться. Хотя уверен, арендуй мы 200 кинотеатров на два месяца, как в советское время, мы бы легко окупили бюджет и даже заработали.
— Планируете ли вы еще снимать кино?
— Да, но это пока секрет. Сейчас я пишу сценарий и надеюсь к лету закончить, а дальше начнется поиск денег. Могу сказать только, что действие будет разворачиваться в Москве 1957 года. Предварительное название — «Граф».