Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Питер Брук преподал урок простоты

«Волшебная флейта» театра «Буфф дю Нор» похожа на репетицию с минимумом костюмов
0
Питер Брук преподал урок простоты
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Первый Зимний международный театральный фестиваль открылся новым спектаклем легендарного Питера Брука. Сложно представить себе более удачный выбор для зачина многообещающего смотра современного европейского театра. Сложные в своей простоте спектакли Брука в той же степени современны, как сцена, актер и зрительный зал — он всегда находился над временем, а его работы — за пределами моды и тенденций. 

«Волшебная флейта» Моцарта в постановке Брука почти полностью лишена приемов, которые можно опознать как работу режиссера. На сцене — рояль с клавиром оперы, несколько бамбуковых палок и актеры, будто бы самостоятельно, полушутя разыгрывающие сказку о похищении дочери Царицы Ночи.

Питер Брук преподал урок простоты

Иногда в этой ошеломительной аскезе хочется высмотреть режиссерское лукавство — то ли оперную вампуку, вывернутую наизнанку, то ли борьбу с постановочными излишествами. Но Питер Брук ни разу не дает повода усомниться в том, что он хочет сказать ровно то, что рассказывает: нежную волшебную сказку.

Оказавшись в этой странной ситуации, Моцарт сбрасывает с себя груз интерпретаций. Во время спектакля ни разу не возникает мысли о том, что «Волшебная флейта» пережила два с лишним века сценических трансформаций. Оперные артисты здесь не столько поют, сколько играют партии, добродушно посмеиваясь над своими героями и зрителями. Возможно, спектакль Брука похож на репетицию с минимумом костюмов и непосредственной атмосферой дружеского подтрунивания. 

Питер Брук преподал урок простоты

Режиссер собрал удивительно сильный ансамбль, где каждый понимает партнера с одного взгляда. Роже Падюде, играющий упивающегося чувствами принца Тамино, Виржиль Франне, исполняющий комического Папагено, Дима Баваб в роли трепетной Памины и Малиа Бенди Мерад, исполнившая партии грозной Царицы Ночи, — все они смогли перейти грань между оперой и драмой, оказавшись в непостижимом мире театра Питера Брука.

Хранитель этой вселенной — Актер (Абду Уологем) — единственный придуманный режиссером персонаж. Он молчаливо присутствует почти в каждой сцене, подает моцартовским героям реквизит, выставляет в ряд стволы бамбука, отпуская по ходу редкие советы.

Питер Брук преподал урок простоты

Работа Питера Брука парадоксально неуловима и утекает сквозь пальцы при попытке увидеть в ней внятную авторскую концепцию. Сегодня, когда спектакли перегружены зашифрованными режиссерскими замыслами и спецэффектами, «Волшебную флейту», не помешало бы показывать студентам в качестве примера кристально чистого театрального языка. 

Комментарии
Прямой эфир