В России напишут национальную стратегию воспитания детей
Минобрнауки до конца 2014 года представит президенту и правительству проект Национальной стратегии развития и воспитания в Российской Федерации. Для разработки и апробации этого документа планируется привлечь представителей Минкультуры, Минздрава, Минтруда, Минспорта, МВД, региональных органов власти и педагогического сообщества.
— Стратегия потребует формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, — пояснили в Минобрнауки. — До конца года нужно разработать план и примерный проект документа.
План будущей стратегии готовит подведомственный Минобрнауки Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи.
— Пока не существует единых требований в вопросах воспитания, и каждый работает кто во что горазд, — говорит замдиректора центра Валентина Березина.
Она отметила, что национальная стратегия будет затрагивать три социальных института — семью, систему образования и общественность. После подготовки концепции появятся правительственные и ведомственные акты, регламентирующие сферу воспитания.
— Пока есть только общие ориентиры, потому что работа еще не началась. В проекте будут участвовать крупные ученые в области воспитания. Мы постараемся через интернет и СМИ выносить появляющиеся документы по данному вопросу на всеобщее обозрение, — добавила Березина.
Тем не менее уже известны три группы вопросов, которые должны войти в будущую стратегию. Во-первых, в документе будут положения формирования российской гражданской идентичности, культуры, толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия. Во-вторых, вопросы, касающиеся борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией. В-третьих, в национальной стратегии будет раздел о расширении сети детских и юношеских творческих объединений, лагерей труда и отдыха, развитии разнообразных форм туризма и краеведения, поддержки музейных учреждений и школ искусств.
Руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина считает, что новая концепция должна быть направлена на поддержку детей из неблагополучных семей.
— Даже в законе об образовании есть главы, посвященные отдельным категориям детей. У нас есть проблемы в организации помощи семьям, оказавшимся в трудной ситуации. Этот пункт я бы выделила в будущей концепции. Большое количество детей нуждается в содействии, воспитании, присмотре и уходе. Нужно определить способы их поддержки, — считает Абанкина.
Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов отметил, что в России есть 6–7 специалистов, профессионально занятых вопросом развития личности ребенка, и никто из них
не задействован в данном проекте.
— Невероятно важно, чтобы стратегия не вылилась в банальные лозунги — «Ура патриотизму» или «Ребенок должен быть послушным и здоровым». Я не знаю ни одного серьезного аналитика, который привлечен к созданию этой стратегии. Поэтому я считаю, что ее обсуждать вообще бессмысленно, — добавил Асмолов.