Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg узнал о планах ФРГ увеличить расходы на военную поддержку Украины
Мир
Дания подняла со дна обнаруженный рядом с «Северным потоком – 2» объект
Мир
В Белоруссии хотят восстановить проект по созданию передвижных мини-АЭС
Общество
Голикова заявила о реальном росте зарплат в России за последние пять лет на 22%
Спорт
Инсайдер сообщил о согласии Месси на понижение зарплаты в «Барселоне»
Мир
В минобороны Украины раскрыли детали предстоящего контрнаступления ВСУ
Общество
Самку редчайшего дальневосточного леопарда назвали Иллюзионочкой
Экономика
Правительство РФ предложило ввести институт долевого страхования жизни
Мир
Зеленский попросил 20 батарей ПВО Patriot
Мир
Делегация РФ в ОБСЕ сравнила с холодной войной ситуацию с безопасностью в Европе
Мир
Генерал назвал состояние армии Дании худшим за 40 лет
Мир
В Венгрии назвали три причины отказа заявке Швеции по присоединению к НАТО
Общество
Почти 6 млн деревьев высадят в лесах Подмосковья в этом году

Как закрыть Америку

Писатель Александр Генис — о том, как США переживают бюджетный катаклизм
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Парижский колумнист, описывая происходящее в США, сказал, что вспоминает научную фантастику: конец света в одной отдельно взятой стране, которая к тому же еще и сверхдержава.

― Такое, ― добавил журналист со сладким ужасом, который мы испытываем, переживая за других, ― может быть только в Америке.

Он прав. В Америке, в отличие от большинства развитых стран, так мало зависит от правительства, что его отсутствие легко не заметить. Поэтому, прожив первый день с закрывшимся правительством, я не обнаружил признаков апокалипсиса. Как обычно, у порога лежала свежая The New York Times ― ведь в США нет государственной прессы. Как обычно, трещал свое телевизор, никак не зависящий от Вашингтона. Учились школьники, лечились больные, ловились преступники ― всё это прерогатива местных властей.

Бюджетный катаклизм коснулся пока лишь тех, без кого можно временно обойтись. Скажем, сотрудников NASA ― космос может подождать. Ученых, занятых поисками альтернативного топлива. Медиков, ведущих спонсированные государством исследования (исключение сделано для лаборантов, работающих с подопытными животными: кроликов надо кормить, они уж точно не виноваты в политических распрях).

Пожалуй, учитывая роскошную осеннюю погоду, которой особенно дорожат ценители листопада, больше других пострадали туристы. Закрылись национальные парки, которые собирают по 300 млн визитеров в год. Но и это еще не конец света.

― Ты рассуждаешь, ― сказал мне мой товарищ Пахомов, ― как вывалившийся из окна небоскреба человек, который пролетел лишь первые 20 этажей.  

Возможно, он прав и будет хуже. Но пока до этого не дошло, страна должна решить, кто виноват в случившемся. Как показывают опросы — в частности тот, что провели журналисты CNN, — 46% считает, что республиканцы, 36% винят Обаму и 13% говорят: «Чума на оба ваши дома». Последних понять проще всего, и на них-то и надеются республиканцы.

― За оставшийся до новых выборов в конгресс год, ― думают они, ― избиратели забудут, кто остановил страну, и спишут вину на Вашингтон в целом.

В этом есть резон, потому что политики всегда могут полагаться на привычную неприязнь страны к центральной власти. Рядовой американец терпит ее с трудом, как необходимое зло, и всегда готов к спору о допустимых пределах ее вмешательства. В этом контексте вопрос о медицинской страховке, который стал камнем преткновения, восходит к великим дебатам федералистов, завершившимся не менее великим компромиссом ― американской Конституцией.

С одной стороны, это проблема принципа. Может ли Вашингтон обязать всех обзавестись страховым полисом, сделав медицинское обслуживание универсальным? С другой — это риторический вопрос, ибо закон уже принят три года назад, утвержден Верховным судом и обязателен к исполнению. Отказываясь платить за него, республиканцы пытаются развернуть государственный корабль, чего Обама им не позволит. Медицина для всех ― его верный шанс остаться в американской истории на той же странице, что и Франклин Рузвельт, впервые давший старикам пенсии.

Другое дело, что для 85% застрахованных американцев медицина ― не первостепенная проблема. Оставшимся 15% ― хуже. В Нью-Йорке, например, таких больше 2 млн. Среди них много писателей, артистов, художников и прочих фрилансеров. Для них болезнь связана с финансовым крахом. Когда знаменитая Сьюзен Зонтаг заболела раком, друзья и поклонники скидывались на ее лечение.

Я понимаю, что такими примерами не убедишь сторонников республиканцев в необходимости всеобщей страховки. Для них это шаг в сторону государственного социализма. Запугивая им своих избирателей, они идут ва-банк. Но похоже, что сильнее всего испугались сами республиканцы, во всяком случае, те, кто представляет умеренных и страшится радикалов. Ведь их партия, несмотря на жестокую рецессию, проиграла вторые подряд президентские выборы. Страна меняется, поддержка тает, демография не на их стороне, и нынешние потрясения могут обернуться для партии расколом и катастрофой.

― Часть моих коллег, ― сказал конгрессмен-республиканец, ― напоминает мне бегущих к пропасти леммингов, обвязавшихся для надежности шахидскими поясами.

Эта картинка настолько выразительна и наглядна, что политический компромисс кажется неизбежным. В конце концов, Америка пережила две мировые войны и одну гражданскую. Неужели она не выстоит перед угрозой тотального медицинского страхования?

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир