Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Секрет успеха прост — не воровать и не копить на черный день»

Художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев — о будущем сезоне и коммерческом успехе некоммерческого спектакля Юрия Бутусова
0
«Секрет успеха прост — не воровать и не копить на черный день»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За три года Театр имени Пушкина благодаря своему художественному руководителю Евгению Писареву сумел стать одним из главных ньюсмейкеров столицы. Накануне открытия 64-го сезона режиссер рассказал корреспонденту «Известий» Алле Шевелевой о планах на будущее и поделился секретами успеха.

— В прошлом сезоне Театр имени Пушкина вошел в пятерку лучших театров столицы. Победа, которую вы одержали, — случайность или закономерность?

— В прошлом году у нас произошло много событий — начиная с изменения стиля театра и заканчивая успешными гастролями в Санкт-Петербурге. Главным достижением стала постановка Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана», но кроме нее мы выпустили «Материнское поле», «Чужаков», «Ричард-Ричард», «Даму с камелиями». Была проделана серьезная работа для того, чтобы мы оказались в числе ньюсмейкеров.

— Некоторые худруки жалуются, что графики всех заметных режиссеров расписаны на годы вперед. Как вам удалось заполучить Бутусова?

— Ошибка многих руководителей в том, что они сразу хотят эффектные вещи делать. Заявляют, что с их приходом театр станет сразу клубом, казино, детской студией и подиумом. Это все увлекательно, но театр — это в первую очередь спектакли, а их создание требует нудной кропотливой работы. Разговаривать с режиссерами я начал, как только стал худруком. Я просто никуда не тороплюсь, не делаю революций. Следую совету Льва Додина, который мне сказал: «Это дело небыстрое». Нужно просто работать с труппой, очертить круг артистов, которые не боятся экспериментировать. Надо уметь ждать и быть упорным — я Бутусову звонил много дней подряд, прежде чем он согласился. 

— Когда вы пришли в театр, было сказано, что вы собираетесь сделать из него московский Бродвей. Каким образом вдруг возник Бутусов — человек, далекий от коммерческого театра?

— Никакого Бродвея я не заявлял. Говорил только, что не терплю шовинизма в отношении зрителя. Я за спектакли, которые доступны широкому кругу, за нескучный театр, который интересен и понятен не только театралам, но и людям, впервые оказавшимся в театре. Они являются самыми платежеспособными, благодаря им мы зарабатываем, за их счет существует театр. Я знаю, как складывалась судьба некоторых спектаклей Юрия Николаевича. «Иванов» в МХТ прошел всего несколько раз, спектакль в Театре Вахтангова с трудом раз в месяц набирает публику. Поэтому мы заменили Достоевского на Брехта, поэтому я настоял на музыкальной работе. Юрий Николаевич согласился, что нашему театру подойдет что-то более музыкальное и экспрессивное, но при этом проблемное и глубокое. И все равно это был риск.

— Выходит, вы, как худрук, в какой-то степени на процесс влияли?

— У нас был ряд договоренностей. Например, я просил, чтобы спектакль не шел пять часов, максимум три с половиной, включая антракт. Юрий Николаевич думал назвать спектакль «Товар-любовь», я настоял на «Добром человеке из Сезуана» — у этого названия хорошая театральная судьба. Думаю, Бутусов мне, как худруку, тоже доверял и понимал, что мне нужно будет продавать билеты. Сейчас у меня другая проблема — некуда посадить людей. Этот некоммерческий спектакль оказался самым коммерческим.

— Департамент культуры Москвы призывает деятелей искусства зарабатывать. Кажется, вы один из немногих худруков в столице, которому удалось добиться успеха в этой области?

— Прецедент есть, но, если мы возьмем это за критерий, ничего хорошего театр не ждет. Благодаря «Доброму человеку» мы зарабатываем деньги, но это мог бы быть такой же талантливый спектакль, не приносящий прибыли. Никто не отменял образовательную и экспериментальную миссии театра. У крупных театров есть спонсоры, потому что престижно висеть на афише Большого театра или МХТ. А мы без единого спонсора за эти годы выпустили очень недешевые спектакли, и у нас очень хорошо оплачиваемые работники театра.

— Раскройте секрет — как этого добиться?

— Не воровать и не копить на черный день. У нас открытая бухгалтерия. Зарабатываем — деньги есть, не зарабатываем — нет. Я изначально ввел систему, при которой каждый спектакль, каждая репетиция оплачиваются. Зарабатываемые нами внебюджетные средства мы имеем право тратить либо на премии и надбавки артистам, либо на декорации к будущим постановкам.

— Весной вы приступаете к капитальному ремонту здания. Что будет с театром в этот период?

— Мы спланировали насыщенную гастрольную жизнь, сейчас у нас много предложений. Я надеюсь, что департамент культуры поможет нам в аренде других площадок, чтобы жил репертуар и репетировала труппа. Будем продолжать работать в прежнем ритме, иначе костей потом не соберем — актеры разбегутся по другим театрам и наше отремонтированное здание никому не будет нужно. Надеюсь, что все работы будут выполнены в срок, хотя у нас в стране говорить, сколько что продлится, бесполезно. Особенно если речь идет про ремонт.

— Почему при такой большой нагрузке вы предпочитаете совмещать функции худрука и директора?

— Пока совмещаю. На этот раз я подписал договор на год. Так удобно департаменту и мне. Мне нужны какие-то гарантии. Если через год нужно будет подписывать новый контракт, я хочу понимать: я худрук ремонта или театра, который должен как-то жить? Без поддержки государства мы сами не справимся.

— Вы стали жестче за последние три года. Должность худрука повлияла на ваши человеческие качества?

— Поначалу мне не хватало смелости и жесткости в принятии решений. Сейчас я не иду на конфликт, но и не пытаюсь угодить. В течение дня к худруку все время приходят с проблемами и просьбами, которые ты стараешься решать. Олег Павлович Табаков предупреждал меня: «Теперь тебе никто не будет говорить «на», все время будут говорить «дай». Это подтвердилось.

Театр Пушкина вернется к репертуару Таирова

В новом сезоне перед Театром имени Пушкина стоит задача подтвердить завоеванный в последние годы статус новыми серьезными работами.

К 450-летию Уильяма Шекспира английский режиссер Деклан Доннеллан выпустит спектакль «Мера за меру» — совместный проект театральной компании Cheek by Jowl, актеров Театра Пушкина и долгое время сотрудничающих с Доннелланом Александра Феклистова и Андрея Кузичева. Премьера назначена на 22 ноября.

Художественный руководитель театра возьмется за «Женитьбу Фигаро», доверив заглавную роль своему ученику Сергею Лазареву. Говоря о своем видении знаменитой пьесы Бомарше, Евгений Писарев рассказал «Известиям» о будущем замысле постановки:

— Мне захотелось сделать спектакль о человеке, который, несмотря на трудности, находит в себе силы жить. Именно сейчас, когда так часто звучит призыв «пора валить из страны», эта тема кажется мне особенно важной. Хочется сделать пусть утопическую историю, но про то, что хорошим человеком быть нужно и возможно, и в этом спасение. Эта пьеса сильнее всех режиссеров, которые пытаются ее интерпретировать. Я попробую услышать ее так, как она была написана 250 лет назад.

В новом, 2014 году труппа отпразднует столетний юбилей Камерного театра, из которого впоследствии возник Театр Пушкина. В конце января новосибирский режиссер Тимофей Кулябин выпустит премьеру спектакля «Машиналь» по пьесе Софии Тредуэлл, игравшейся на прославленной сцене один раз в 1933 году. Роль Эллен, которую в прошлом веке играла Алиса Коонен, исполнит ведущая актриса театра Александра Урсуляк.  

Филиал театра продолжит работу над экспериментальными постановками. Старшее поколение артистов встретится с режиссером Еленой Новиковой и драматургом Любовью Стрижак, чтобы в октябре выпустить спектакль «Песни о силе» в модном документальном жанре «сторителлинг». В постановке, рассчитанной на семейную аудиторию, артисты поделятся историями о своем детстве.

Молодой режиссер Антон Маликов будет работать над пьесой Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» в новом переводе, который позволит по-новому взглянуть на скрытые смыслы драмы. Премьера запланирована на март 2014 года.

Открыть новый сезон Евгений Писарев решил премьерной постановкой «Две дамочки в сторону севера» — французской трагикомедией, в которой сыграют Вера Алентова и Наталья Николаева.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...