Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Власти заставят аэропопорт Домодедово раскрыть своих владельцев

Минэкономразвития подготовило законопроект об обязательном раскрытии собственников аэропортов и портов
0
Власти заставят аэропопорт Домодедово раскрыть своих владельцев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские власти хотят обязать раскрыться всех конечных владельцев «особо значимых объектов транспортной инфраструктуры»: международных аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных вокзалов и станций. Для выявления бенефициаров на эти объекты смогут даже наведаться сотрудники ФСБ. Не исключено, что первой их целью станет аэропорт Домодедово, конечных собственников которого власти безуспешно пытаются установить с 2011 года.

Новый законопроект, подготовленный Минэкономразвития, вводит в Кодекс об административных правонарушениях поправки, связанные с раскрытием конечных выгодоприобретателей для объектов транспортной инфраструктуры. К ним предполагается отнести международные аэропорты, объекты инфраструктуры морских и речных портов, железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции и «иные объекты, перечень которых будет устанавливать правительство РФ».

Раскрытие информации должно будет происходить как в плановом режиме, так и по специальному запросу. Структура, контролирующая стратегический объект, должна сообщать о купле-продаже 1% и более своих акций и раскрывать бенефициара своего нового акционера.

— Очевидно, что разработчики закопроекта предусмотрели, что собственник, чтобы остаться инкогнито, может захотеть раздробить свой пакет на более мелкие, менее 1%. Тем, кто скрывает сведения о своем владении, по этому законопроекту грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Лишение права голоса на собрании – тоже сильная санкция, но громких прецедентов ее применения пока не было, — говорит Ярослав Кулик из юридической фирмы Art de Lex.  

В законопроекте говорится, что акционеры, конечные собственники которых неизвестны, не смогут даже голосовать на собрании акционеров. Кроме того, на них может быть наложен штраф. Правом проведения оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление реальных собственников, предлагается наделить Федеральную службу безопасности (ФСБ), для чего предлагаются даже поправки в закон «Об оперативно-разыскной деятельности».

Еще весной правительство пыталось ввести нормы, которые заставят раскрывать информацию о бенефициарах крупных объектов транспортной инфраструктуры. Первоначально планировалось ввести эту норму только в отношении международных аэропортов: в апреле сообщалось, что соответствующие поправки могут быть внесены в Воздушный кодекс, одновременно в законе об иностранных инвестициях в стратегические компании должно было появиться само определение бенефициара. Источник в одном из ведомств сообщал «Известиям», что в правительстве были недовольны приватизацией порта Ванино, «когда проданный госпакет мгновенно перекочевал в офшоры», и готовили законопроекты, которые могли бы предотвратить подобную ситуацию в авиационной сфере. В частности, самым большим активом, бенефициары которого на данный момент официально не объявлены, является крупнейший аэропорт России — Домодедово. 

Власти несколько лет пытаются выяснить бенефициаров Домодедово, особенно после теракта в аэропорту в 2011 году. Тогдашний президент Дмитрий Медведев потребовал найти конечного собственника, но представители прокуратуры заявили, что не могут отыскать «последнюю матрешку» из-за несовершенства законодательства. Затем компания DME Ltd, зарегистрированная на о. Мэн и являющаяся оператором аэропорта, заявила о планах провести IPO и назвала единственным владельцем компании председателя совета директоров Домодедово Дмитрия Каменщика. Но IPO отменили, а Каменщик от роли единственного бенефициара открестился.

В Домодедово не стали комментировать законопроект Минэкономразвития. 

Еще в прошлом году Домодедово — самый крупный аэропорт Московского авиаузла (МАУ) по пассажиропотоку — имел обширные планы развития, в частности строительства третьей полностью независимой полосы в рамках федеральной целевой программы. Однако в итоге властями было решено снизить расходы и строить зависимую полосу на удалении в 300 м от существующей, при этом планы строительства независимой полосы в государственном Шереметьево остались в силе. В конце 2012 года было объявлено о том, что власти разрабатывают концепцию развития МАУ, одним из вариантов которой является создание единой управляющей компании для всех трех аэропортов столицы, в том числе для Домодедово. В уставный капитал компании должно было войти арендуемое у государства аэродромное имущество аэропортов. Позже иностранные консультанты признали идею невыгодной.

В июле прошло совещание у президента, на котором были выдвинуты новые идеи по объединению МАУ. Теперь правительство должно составить план консолидации имущественных комплексов в каждом из московских аэропортов. В них должны быть созданы новые компании для управления этим имуществом. Юридически компании должны находиться в российской юрисдикции и раскрывать конечных бенефициаров.

Комментарии
Прямой эфир