Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Оркестр Kremlin остался без работодателя и без денег

В столице может стать одним известным коллективом меньше
0
Оркестр Kremlin остался без работодателя и без денег
Миша Рахлевский. фото: chamberorchestrakremlin.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский камерный оркестр Kremlin оказался на грани исчезновения: работодателя на данный момент музыканты не имеют, следовательно, не имеют гарантированных концертов и зарплаты, перебиваясь случайными заработками. Художественный руководитель оркестра Миша Рахлевский определил виновника ситуации — подал исковое заявление в Савеловский суд города Москвы на ГБУК «Москонцерт».

Как сказал музыкант «Известиям», речь в нем идет о расторжении договора «Москонцерта» и оркестра в ноябре 2012 года. По мнению г-на Рахлевского, оно произошло незаконно и привело к тому, что оркестр остался безхозным.

Также худрук опубликовал открытое письмо на имя и.о. министра Москвы, главы департамента культуры Сергея Капкова, где рассказал предысторию события.

«В сентябре 2012 года из департамента культуры нам поступило предложение перейти из ГБУК «Москонцерт» в ГБУК «Классика-центр». Мы получили соответствующие письма от обеих организаций. Ну а потом просто остались на улице — нас не перевели в ГБУК «Классика-центр», и с 1 февраля зарплату никто не получает», — говорится в письме. 

По словам Рахлевского, с директором «Классика-центра» Максимом Лебедевым они неоднократно обговаривали перспективы дальнейшего сотрудничества. Однако в один момент Лебедев перестал отвечать на письма и звонки, а позже сообщил, что «Классика-центр» не обладает количеством ставок, необходимых для всех участников коллектива.

Попытки «Известий» связаться с Максимом Лебедевым официально к успеху не привели, а после звонка на мобильный директор «Классика-центра» заявил, что не будет давать комментарии по частному телефону. 

Директор «Москонцерта» Александр Беленький рассказал «Известиям», что уход оркестра из вверенной ему организации был добровольным желанием Миши Рахлевского и музыкантов, а поэтому оснований обращаться в суд у него нет. 

— В ноябре 2012 года г-н Рахлевский сам написал заявление о непродлении договора. В декабре срок договора истек, и мы прекратили всяческое взаимодействие. Через 4–5 месяцев он снова появился, но у нас — государственное учреждение, бюджетное финансирование. Штатные единицы уже были перераспределены,  — отметил  Беленький. 

По его словам, обращение Рахлевского в суд — «его личное дело». 

— Как юридическое лицо оркестр Kremlin не существует. Рахлевский может подавать в суд, но исключительно персонально. Коллектив свои трудовые книжки забрал, часть коллектива — в декретном отпуске, — пояснил директор «Москонцерта».

То, что в свободном полете, без юридического статуса оркестр Kremlin существовать дальше не может, понимает и сам маэстро Рахлевский. По его словам, он неоднократно обращался в столичный департамент культуры с просьбой создать ГБУК «Камерный оркестр KREMLIN».

В этом случае оркестр получает как госфинансирование, так и право на самостоятельную организацию концертной деятельности, подачу судебных исков от собственного лица и т.д. По такому принципу уже успешно работают такие столичные камерные оркестры, как «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Musica Viva и др. 

Однако у Kremlin появится и ряд новых обязательств. Так, условиями для регистрации юридического лица является имущественная обособленность, самостоятельная правовая деятельность, наличие органов управления и зарегистрированного устава, уставный капитал, постоянный юридический адрес и т.д. 

И.о. главы департамента Сергей Капков подтвердил «Известиям», что договоренность о встрече с Мишей Рахлевским действительно есть. 

— Я пообещал ему встретиться до начала сентября. Все комментарии после встречи, — сказал Капков. 

Август на исходе, но, по сообщению секретариата департамента, в расписании Сергея Капкова этой встречи нет.

По информации «Известий», департамент культуры не расположен к удовлетворению желания Рахлевского. Во-первых, он не обязан продолжать финансирование оркестра, учредителем которого не является. Во-вторых, государству невыгодно финансировать деятельность лиц с двойным гражданством, а Миша Рахлевский кроме российского имеет гражданство США. В третьих, — и это основное — департамент недоволен Рахлевским-руководителем. 

По словам сотрудника отдела по работе с творческими организациями Елены Жубриной, в том, что оркестр оказался без хозяина, а музыканты без зарплаты — вина самого Рахлевского.

— У «Классика-центра» не было административных ресурсов заниматься оркестром Рахлевского. И мы предложили ему взять на себя административную часть работы — выделить две штатные единицы «Классика-центру». Однако он хотел, чтобы именно руководство «Классика-центра» организовывало его концерты, хотя у Рахлевского свои связи, свой фонд. Он должен был подумать над этим предложением и дать ответ, однако уехал на гастроли в США с февраля по май. Больше этот вопрос не поднимался, — пояснила «Известиям» г-жа Жубрина.  

По словам чиновницы, создавать ГБУК «Камерный оркестр KREMLIN» департаменту смысла нет, поскольку коллектив не лучшим образом зарекомендовал себя в рамках «Москонцерта»: выезжал на гастроли, не ставя в известность руководство, работал через фонд Рахлевского в США, не отчитываясь ни финансово, ни творчески. В рамках «Москонцерта» коллектив давал не более восьми концертов в год, в то время как бюджету Москвы он обходился примерно в 7,4 млн рублей. 

В ситуации, когда «маэстро никто не ждет», у оркестра только один выход — стать частным, то есть личным оркестром Рахлевского и уже самостоятельно нести ответственность за все творческие и финансовые риски.

Такой опыт музыкант уже имеет. Государственным Kremlin, основанный Рахлевским в 1991 году, стал только в 1999-м, войдя в состав ГБУК «Москонцерт». Однако делать «бэк» маэстро не хочет, ссылаясь на растущую силу конкурентов.

— Оркестры всегда убыточны, и по-другому не бывает, это не коммерческий продукт. Мы были независимыми, но когда в стране появились деньги и их стали щедро раздавать, появилась конкуренция. В нашей индустрии она такая же, как в любом коммерческом секторе, — пояснил «Известиям» Рахлевский.  

На данный момент Kremlin дает около 100 концертов в год, из которых около 60 — за пределами России, в основном — с помощью собственного некоммерческого фонда ProMusica Russia, зарегистрированного во Флориде, США. 

Комментарии
Прямой эфир