Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Новую сцену Александринки воспринимаю как территорию поиска»

Главный режиссер Александринки-2 Марат Гацалов — о своем назначении и о том, почему он всякий раз заново учится быть режиссером
0
«Новую сцену Александринки воспринимаю как территорию поиска»
Фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Главным режиссером новой сцены Александринского театра (Александринка-2) назначен Марат Гацалов. Корреспондент «Известий» позвонил режиссеру в Эстонию, где он заканчивает работу над спектаклем в эстонском Русском театре.

— Когда вам предложили возглавить новую сцену Александринского театра?

— Это было в конце мая. После открытия комплекса мы с Валерием Фокиным (худрук Александринского театра. — «Известия») начали вести переговоры, но окончательный ответ я дал позже, мне надо было уладить кое-какие вопросы. У меня были определенные обязательства, которые касались профессиональной и личной жизни. Требовалось все взвесить и понять, могу ли я взять на себя такую большую ответственность. Взвесив, я дал согласие.

— Вы следили за развитием Александринского комплекса от замысла к воплощению? 

— За строительством я не следил. Конечно, я что-то знал о новой сцене, но увидел ее только на открытии. Это было потрясающе. 

— Как вы планируете обживаться в этом пространстве?

— Вряд ли я буду что-то переделывать под себя. Я воспринимаю эту сцену как территорию с огромным количеством возможностей для театрального поиска. Там есть гигантский технологический набор, который можно по-разному использовать. Сценическое пространство, учебный корпус, медиацентр — все это нужно осмыслять и осваивать. Но сейчас перейти к конкретике я не могу — нужно приехать, разобраться и как следует освоиться.

— Вы еще не осмотрелись в здании?

— Не до конца. Конечно, что-то я уже видел, но было бы слишком самонадеянно говорить о том, что я все изучил.

— Какие у вас полномочия?

— В Александринском театре есть штатное расписание, в котором существуют должности художественного руководителя театра и главного режиссера новой сцены. Все свои желания и действия я буду согласовывать с Валерием Фокиным. 

— Вы уже думали, каким образом можно использовать в спектаклях уникальное оборудование новой сцены?

— Я никогда не ставлю перед собой таких задач. Впрочем, бывает по-разному. Я, например, веду проект «Живые пространства» на фестивале «Территория» в Москве, где пространство провоцирует драматурга на создание определенной истории. Такой вариант может быть. Но на новой сцене Александринского театра совсем другая история: здесь зал — это огромный черный кабинет, готовый вместить в себя разные идеи. Но любая техническая затея должна быть прежде всего обеспечена смыслом. С точки зрения режиссуры не очень интересно и продуктивно, когда смотришь на какой-то движущийся лифт и думаешь: «А не сделать ли мне спектакль, где будет ездить лифт?».

— Какая репертуарная система будет у новой сцены? 

— Это часть Александринского театра, в котором есть репертуар и определенный штат —  он и будет работать в новом здании. Конечно, это не отменяет проектных спектаклей, которые в перспективе могут тут состояться. Но прежде всего — это вторая сцена театра.

— У вас есть хотя бы примерное видение грядущего сезона?

— Мы много всего планируем — и лабораторные процессы, и премьеры, и сотрудничество с другими театральными коллективами. Не могу сейчас ничего обнародовать, потому что сезон находится в стадии формирования. Кроме того, у меня еще даже не было встречи с коллективом. 

— Сообщалось, что на новой сцене будет давать спектакли ON.Театр, у которого недавно по соображениям пожарной безопасности отобрали собственное помещение. 

— Мы вели с этим театром переговоры, поскольку сейчас он находится в сложной ситуации. Конечно, какие-то их спектакли будут идти в новом комплексе.

— В честь открытия первого сезона планируются торжества? 

— Открытие будет 30 августа, но без особенных мероприятий или премьер. Это простой официальный день, когда я познакомлюсь с труппой и пообщаюсь с прессой. 

— Существует мнение, будто деятельность новой сцены Александринки будет похожа на деятельность «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.

— Не думаю. 

— Вы привозите свою команду? 

— Я действительно прихожу не один, со мной будет работать Полина Васильева (театральный менеджер. — «Известия»). Мы вместе будем формировать перспективу на дальнейший сезон. Мы должны все понять, подготовить и предложить руководству театра концепцию развития этой площадки. Думаю, какая-то часть этой концепции будет представлена в конце августа.

— В новом комплексе будет базироваться магистратура Академии театрального искусства. Вы будете участвовать в процессе обучения? 

— Я не буду в него сильно вмешиваться, но мое участие, конечно, планируется. Может, мы вместе со студентами будем в чем-то разбираться. 

— В чем бы вы хотели разобраться? 

— Если у режиссера нет нерешенных художественных задач, то он, скорее всего, не является режиссером. У меня их бесконечное количество, потому что в театре не существует понятия «результат». Театр — это всегда процесс.

— Вы переедете жить в Петербург? 

— Да. Мы пока решаем, где поселимся. Вообще я под Питером родился, в Киришах, но в самом городе никогда долго не жил. Посмотрим. По ощущениям это удивительный город с уникальной атмосферой.

— Александринский комплекс задумывался как отчасти лабораторное пространство. Вы готовы исследовать новое в театральном искусстве, рискуя при этом остаться непонятым? 

— Я не просто готов, я ради этого театром и занимаюсь. 

— Что для вас «новое»?

— Для меня новым является каждый спектакль, который я начинаю ставить. Я каждый раз заново учусь быть режиссером. Из-за самоуверенности ты многое теряешь, она ослепляет тебя и лишает возможности для поиска. Я люблю ходить туда, где я еще не был, а новая сцена Александринского театра — одно из таких мест.

Справка «Известий»

Марат Гацалов родился в 1978 году. Окончил актерский факультет ВГИКа (курс И. Райхельгауза) и режиссерский факультет ГИТИСа (курс С. Арцибашева и Ю. Йоффе). В качестве актера работал в театре «Школа современной пьесы» и Театре имени Маяковского. Как режиссер дебютировал в Театре.doc, где в содружестве с Михаилом Угаровым поставил спектакль «Жизнь удалась» по пьесе Павла Пряжко. Далее работал главным режиссером Прокопьевского театра имени Ленинского комсомола. В 2013 году получил «Золотую маску» в номинации «Лучший режиссер» за спектакль «Август. Графство Осейдж», поставленный в новосибирском театре «Глобус».

Новую сцену Александринского театра, которая строилась пять лет, должен был возглавить Андрей Могучий. Однако в марте Министерство культуры сделало режиссеру предложение стать худруком Большого драматического театра, от которого тот не смог отказаться. Таким образом Александринка-2 открылась без руководителя.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...