Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Долги абонентов превысили 20 млрд рублей

Исправнее всего за телефон платят в Северо-Кавказском регионе
0
Долги абонентов превысили 20 млрд рублей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Объем просроченных платежей за телекоммуникационные услуги по итогам первого полугодия 2013 года достиг 20,4 млрд рублей. С начала года данный показатель увеличился на 10,8%. Об этом говорится в исследовании Национальной службы взыскания (НСВ), которое имеется в распоряжении «Известий». По прогнозам экспертов, к концу 2013 года объем телеком-просрочки вырастет до 23,5 млрд рублей.

НСВ оценивала задолженность за мобильную и фиксированную связь, а также домашний интернет. В исследовании отмечается, что больше всего граждане задолжали за мобильную связь (17,3 млрд рублей по итогам первого полугодия). Долги за фиксированную связь (по абонентской плате за местные вызовы, за междугороднюю и международную связь, за платные вызовы) достигли 2,2 млрд рублей, за интернет — 1,1 млрд рублей. В целом объем задолженности за телекоммуникационные услуги за первое полугодие 2013 года вырос на 2,2 млрд рублей, до 20,4 млрд. Динамика телеком-просрочки (увеличение на 10,8%) коррелирует с темпами роста самого сегмента. По данным Росстата, рынок услуг связи России за 2012 год увеличился на 5,2% и составил 1,53 трлн рублей, наибольшая доля доходов была получена от услуг мобильной связи — 679,2 млрд. Традиционная телефония демонстрирует снижение доходов. Так, выручка операторов от услуг международной, междугородной и внутризоновой связи сократилась в 2012 году на 5,7%, до 87,6 млрд рублей. Доходы от местной телефонной связи сократились на 2,8%, до 158,5 млрд. 

В обзоре компании Morgan & Stout (есть в распоряжении «Известий») отмечается, что рост проблемной задолженности в телекоммуникационной отрасли обусловлен прежде всего широким распространением кредитных схем оплаты в сегменте мобильной связи. Год от года операторы мобильной связи стали наращивать использование кредитных схем оплаты своих услуг, причем условия получения такого кредита постепенно смягчаются, что увеличивает риски несвоевременных платежей, указывают в Morgan & Stout.

Однако в компании подчеркивают, что если в структуре банковских долгов безответственные заемщики заметны, то в случае образования задолженности за мобильную связь — нет, потому что объем кредитного лимита редко превышает 5 тыс. рублей и в принципе погасить долг несложно. По данным НСВ, в первом полугодии 2013 года средний размер долга составлял 700 рублей при среднем сроке 270 дней (в прошлом году — 980 рублей при сроке 300 дней).

— Темп роста просрочки по розничным кредитам выше почти в два раза — за первое полугодие 2013 года она увеличилась на 19,6%, — отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Разница в темпах роста объясняется тем, что рассчитаться с платежами за телекоммуникационные услуги гражданам проще, чем с кредитами из-за разницы в размерах задолженности.

Владельцы мобильных телефонов не желают надолго оставаться без услуг связи, поэтому должники редко пропускает несколько платежей подряд, считают в Morgan & Stout. А доля нарушителей, которые, не заплатив, просто меняют номер, пока еще не так велика: от 7 до 10% от общего числа должников, указывают в компании.

Помимо кредитных схем оплаты, в качестве причин роста задолженности специалисты Morgan & Stout называют рост долгов за так называемые платные звонки. К ним относятся звонки (и SMS в мобильной связи) для получения разного рода информационных и развлекательных услуг, которые тарифицируются по высоким ставкам. Задолженность за платные звонки образуется как в сегменте мобильной, так и в сегменте стационарной связи. И если в случае звонков с мобильного телефона плата за них списывается с актуального баланса, то в случае стационарной (фиксированной) связи такие звонки оплачиваются постфактум, что увеличивает риски неоплаты.

Cреди регионов, лидирующих по объему долга за телекоммуникационные услуги, — Центральный, Приволжский и Северо-Западный Федеральные округа (8,94 млрд, 2,84 млрд и 2,31 млрд рублей соответственно), указывают в НСВ. Наименьшая просрочка — в Северо-Кавказском округе (410 млн рублей), который традиционно лидирует по объему долгов. Например, в регионе самый большой объем долга за услуги ЖКХ на домохозяйство (5574 рубля). Он более чем вдвое превышает средний уровень по России.

— Наибольшие объемы задолженности принадлежат крупнейшим регионам и городским агломерациях страны, — говорит старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер. — В них уровень охвата населения телекоммуникационными услугами намного выше, чем в менее населенных и развитых регионах.

По мнению Шпетера, в III квартале 2013 года не исключен рост проблемной задолженности за телекоммуникационные услуги. По мнению эксперта, он составит порядка 21,8 млрд рублей. Замгендиректора компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Терехова считает, что к 2013 году объем долгов за телекоммуникационные услуги составит 23,5 млрд рублей, то есть увеличится на 15–20%.

— Это связано с периодом летних отпусков, а значит, ростом расходов граждан на мобильную связь и услуги мобильного интернета в роуминге, в том числе международном, — говорит Шпетер. — Таким образом, рост расходов на связь может сказаться на увеличении динамики роста просроченных платежей.

— Объем задолженности за телекоммуникационные услуги будет увеличиваться, — соглашается гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. — Работа с данным типом долгов интересна прежде всего крупным федеральным агентствам, специализирующимся на розничном коллекторстве, так как у них есть «конвейер» и инфраструктура для максимально дешевого взыскания.

По словам Шпетера, средняя сумма задолженности, передаваемой в работу долговым агентствам, незначительно изменится в сторону уменьшения. Это связано с тем, что часть операторов рынка будет передавать задолженность на более ранних сроках, говорит собеседник «Известий».

В свою очередь, замначальника управления по работе с проблемными активами банка «Стройкредит» Сергей Дубовкин считает, что объем телеком-долгов и средняя сумма задолженности по указанным портфелям будут расти.

— При обозначенной средней сумме задолженности в 700 рублей целесообразно взыскание только на ранних сроках просрочки, когда процесс возврата ограничивается телефонными переговорами с контактными должниками. В этом случае затраты взыскателя будут почти сопоставимы с суммами возврата либо несколько ниже сумм возврата. Коллекторы же, работая за процент от возврата, будут иметь минимальный доход. При более длительных сроках возникает необходимость выезда к должнику с целью его поиска, установлению актуальных контактов, проведению переговоров. Если должник находится на значительном удалении от региона присутствия коллектора, выезд может быть нецелесообразен — таким образом, долг будет невозвратным. При подаче исковых заявлений в суд с целью взыскания задолженности оплаченная госпошлина может быть сопоставима с самой суммой взыскания (в случае невозврата долга это будет прямой убыток).

Комментарии
Прямой эфир