Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Беспорядки в Египте раскачали мировой рынок нефти

Возможное перекрытие транспортировки углеводородов через Суэцкий канал напугало трейдеров
0
Беспорядки в Египте раскачали мировой рынок нефти
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Волнения в Египте подняли мировые цены на нефть до наивысшего уровня c сентября прошлого года. Стоимость барреля североморской Brent достигла $104. Августовские фьючерсы на легкую нефть WTI тоже выросли до $101,84. Причиной роста, в частности, стали опасения за судьбу контролируемого Каиром Суэцкого канала, через который проходит из Персидского залива порядка 5% всей мировой нефти.

Трейдеры решили подстраховаться на случай возможного закрытия Суэца и, как следствие, сокращения поставок из арабских стран. Так рынок отреагировал на растущее в Египте недовольство правительством президента Мухаммеда Мурси и громкие заявления египетских военных, стремящихся получить обратно всю полноту власти в стране победившей «арабской революции».

Это уже второй за последнее время удар по нефтяным перевозкам через Суэцкий канал. С 1 мая египетские власти, пытаясь справиться с нехваткой денег в казне, повысили на 5% стоимость прохода через канал для танкеров. Между тем Суэц, наряду с трансегипетским трубопроводом SUMED, — важный путь поставок нефти из Персидского залива в Европу и Северную Африку, а частично — и в США. Ежегодно через эти две магистрали проходит примерно 20% потребляемой Европой нефти.

— Трейдеры опасаются перекрытия Суэцкого канала, — говорит замгендиректора по нефти и газу ВНИИ «Зарубежгеология» Владимир Высоцкий. — В ходе протестов каким-то радикально настроенным силам вполне может прийти в голову идея перекрыть канал — просто для того, чтобы надавить на правительство.

Плата за проход Суэцкого канала — главный источник дохода для Египта. Стоимость проводки одного танкера в среднем составляет $200 тыс.–$300 тыс.

Если же канал перекроют, судам придется идти вокруг южной оконечности Африки, что удлинит на 15 дней путь в Европу и Северную Африку, и на 10 дней — в США. Естественно, вырастет и стоимость углеводородов — примерно на $2 за баррель, считает Высоцкий.

Так что египетским властям есть о чем задуматься.

— У Мурси сейчас есть два выхода — обращение за защитой к верным ему силам, в первую очередь — это исламисты из «Братьев-мусульман». Второй вариант — подчинение военным. Если он выберет первое, то можно ожидать осложнения обстановки, вплоть до гражданской войны, — считает глава Центра «Российско-арабский диалог» Института востоковедения РАН Алексей Подцероб.

Но, учитывая важность Суэца для Египта, оказавшегося на втором году революции практически с пустой казной, есть надежда, что перекрывать судоходство никто не решится, а если это и произойдет, то армия сумеет защитить стратегический объект.

— Пока что цены на нефть растут из-за опасения страховых компаний, которые поднимают ставки на всякий случай, — считает эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

По его мнению, опасность для всей египетской инфраструктуры, включая канал, связана с безвластием.

— Броуновское движение во власти, когда военные пытаются одних убирать, других ставить, может привести к анархии, поскольку нестабильность отпугивает как государства, желающие помочь, так и возможных инвесторов. А значит, стране грозят уже голодные бунты. Ими-то и могут воспользоваться радикалы, чтобы развязать гражданскую войну, — считает Демиденко.

Попытка заблокировать Суэцкий канал уже была предпринята в марте. Тогда жители Порт-Саида попытались на лодках перекрыть путь судам. Причиной стали жесткие приговоры футбольным болельщикам, устроившим в городе побоище в феврале 2012 года. После этого охрана Суэца была усилена. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир