Храмы сделают более современными
Московская патриархия, Союз архитекторов России и Союз благотворительных организаций России готовят конкурс «Современное архитектурное решение образа русского православного храма». Его начало предварительно назначено на 1 августа, цель соревнования — поиск современных архитектурных решений для храмового строительства. Об этом «Известиям» рассказала пресс-секретарь Союза архитекторов России Марина Новикова.
— Сегодня храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение без попыток отразить в облике храма черты современности, — говорит Новикова. — Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий.
В Москомархитектуре сообщили, что они готовы оказать «поддержку в подготовке и проведении» конкурса, если Московская патриархия обратится с такой просьбой.
— Главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов поставил цель — вывести проведение конкурсов на регулярную основу, их число в год должно достигнуть нескольких десятков, — заявили в пресс-службе комитета.
Новикова отметила, что задача участников — создать образец современной архитектуры, который в то же время будет отвечать религиозным требованиям.
— За границей сейчас появляются нетрадиционные культовые сооружения, в первую очередь католические, — говорит она. — Мы хотим найти современный архитектурный образ, который отразит состояние культурной и архитектурной действительности России XXI века.
Историк архитектуры Алексей Клименко поддержал инициативу, но посчитал, что проекты не смогут быть реализованы из-за консерватизма патриархии.
— Это долгожданная и правильная инициатива, она могла бы сократить количество уродливых повторений того, что уже было, — говорит эксперт. — Но я не думаю, что что-то получится, нашей патриархии кажется, что все современные постройки должны копировать прошлое.
По словам Клименко, строительство 200 модульных храмов уже запланировано и новые оригинальные проекты не смогут заменить «эти мертвые муляжи, которые будут построены по единому образцу и из одинаковых элементов». Он полагает, что к участию в конкурсе нужно привлекать не только архитекторов, но и историков архитектуры и искусствоведов.
Почетный архитектор Госстроя РФ профессор МАРХИ Никита Шангин в качестве примера привел свой экспериментальный проект храма в Троицке.
— Там не было имитации исторических форм, были использованы современные технологии, например, подвесные конструкции большепролетных перекрытий, обеспечивающие свободное внутреннее пространство, — говорит эксперт. — Пластика сооружения формировалась не за счет декоративных элементов, а путем эстетизации конструкции. По сути наши предки поступали так же, только они располагали иными строительными технологиями. На мой взгляд, храм — это сооружение, в котором прежде всего совершается Божественная литургия, и оно «не обязано» завершаться куполами или «кокошниками», то есть важна духовная сущность, а не привычность формы внешней оболочки.
Шангин пояснил, что «ни в Священном Писании, ни канонах Вселенских соборов, вообще нигде не сказано, что храмовое пространство в обязательном порядке должно завершаться куполом. Другое дело — крест, это символ, знак, он должен венчать каждое православное культовое сооружение».
Эксперт рассказал, что в его проекте вместо купола был предусмотрен прозрачный шатер-звонница (стальной каркас без глухих стен).
— В тысячелетней истории русского храмостроения очень много разнообразия, — полагает он. — Например, Софийский собор в Киеве и храм Василия Блаженного абсолютно разные. Киевлянин XII века не понял бы архитектуры Василия Блаженного и посчитал бы ее ересью.
В качестве удачных примеров современных культовых строений за рубежом эксперт назвал Капеллу Нотр-Дам в Рошане (автор Ле Корбюзье) и церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (автор Микелуччи).
— Это шедевры архитектуры XX века. Они не имитируют традиционно исторические формы, и в то же время понятно, что это христианские храмы, Божьи дома и места молитвы. По форме это современные постройки, но в них живет дух вечности, — резюмировал эксперт.