Прокуроры закроют Автономную боевую террористическую организацию
Зампрокурора Москвы Александр Козлов просит Мосгорсуд признать запрещенной деятельность Автономной боевой террористической организации (АБТО), участники которой, вместе с лидером Иваном Асташиным, в апреле 2012 года были признаны судом террористами и осуждены за серию
поджогов в Москве автомобилей, объектов МВД и ФСБ, а также торговых точек выходцев с Кавказа. Помешать этим планам может Верховный суд, который на днях намерен пересмотреть приговор банде поджигателей.
Иск от столичной прокуратуры к молодому террористу Ивану Асташину поступил в Мосгорсуд в конце мая 2013 года.
Источник «Известий» в столичной прокуратуре пояснил, что ведомство намерено окончательно разобраться с группировкой поджигателей, чьи участники и лидеры в настоящий момент отбывают наказание в колониях. Прокуроры надеются, что суд признает АБТО террористической организацией и ее деятельность будет официально запрещена. Пока же группировка формально считается легальной.
— Иск был подан от зампрокурора города Александра Козлова, поскольку он на тот момент исполнял обязанности руководителя, — пояснили «Известиям» в прокуратуре Москвы. — Мы полагаем, что суд пойдет нам навстречу, поскольку есть обвинительный приговор участникам АБТО.
Планам прокуратуры Москвы может помешать Верховный суд, который на днях будет пересматривать уголовное дело Асташина и его подельников. Если вдруг члены АБТО будут оправданы, то это ослабит позиции прокуроров в борьбе по запрету деятельности организации.
— Всех фигурантов уже свезли в московские СИЗО, где они сидят в ожидании рассмотрения дела Верховным судом, — рассказал «Известиям» адвокат Асташина Олег Старков.
Защитник Асташина также отметил, что ожидает от Верховного суда смягчения приговора.
— В сторону ожесточения менять приговор и так некуда — Асташин получил 13 лет тюрьмы, хотя от его действий никто не пострадал, а некая организованная террористическая группа существует лишь в воображении следователей, — заявил «Известиям» Олег Старков.
Старков также отметил, что дата заседания пока не назначена и никаких документов ни осужденные, ни их защита еще не получали.
По мнению правозащитников, действия прокуратуры по запрету организации, члены которой уже отбывают наказание, могут объясняться двояко.
— Либо прокуратура заранее предполагает выход на свободу каких-то членов организации, чтобы отсечь им возможность вернуться к прежней деятельности, — считает эксперт правозащитного центра «Сова» Вера Альперович. — Либо поступил сигнал, что кто-то решил продолжить дело осужденных радикалов, но под вывеской их организации.
Вера Альперович отметила, что в настоящее время среди радикалов находится мало желающих совершать поджоги: в этом случае силовики вменяют им весьма жестокую по санкциям статью 205 УК РФ («Терроризм»), что также лишает обвиняемых воспользоваться судом присяжных и, следовательно, дает большой простор для действий обвинения.
Громкий процесс над боевой бригадой Ивана Асташина прошел в конце 2011 – начале 2012 года. Как заявило обвинение на процессе, в 2009 – начале 2010 года участники АБТО совершили восемь терактов против сотрудников правоохранительных органов и уроженцев Кавказа.
В качестве мишеней были выбраны опорные пункты милиции, палатки, принадлежащие «неславянам», сельский дом, в котором они проживали, принадлежащее ФСБ здание в Юго-Западном округе Москвы и автомобиль марки Lexus.
После поджогов на неонацистских сайтах появлялись видеоролики от имени АБТО. Как следовало из сопровождавших ролики текстов, она была образована в память о питерском нацисте Дмитрии Боровикове, убитом при задержании. Поджигатели заявляли, что помимо атак на собственность и здания «совершили несколько ликвидаций», но следствие не установило причастности обвиняемых к убийствам.
Реальный ущерб нанесла лишь одна акция АБТО — поджог, приведший к уничтожению торгового комплекса у платформы Москворечье. Ущерб от пожара оценили в 11 млн рублей.
Все акции следствие трактовало как теракты. В результате лидер группировки Иван Асташин получил 13 лет колонии строгого режима.
Суд также признал виновными в совершении семи террористических актов членов банды Кирилла Красавчикова и Игоря Бокарева. Красавчиков осужден на 12 лет колонии строгого режима, а Бокарев получил 11 лет. Другие участники группировки признаны виновными в совершении 1–2 терактов и получили от трех до 10 лет лишения свободы. Единственную девушку в составе группировки — Ксению Поважную по прозвищу Волчица — осудили на восемь лет колонии общего режима. Наконец, член АБТО Ярослав Зайцев наказан тремя годами лишения свободы условно.
Позже при пересмотре дела Верховный суд смягчил наказание осужденным.