Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Банки испугались экспресс-кредитов и Центробанка

Просроченная задолженность граждан по кредитам, выдаваемым в торговых точках, снижается в отличие от всех остальных видов кредитования
0
Банки испугались экспресс-кредитов и Центробанка
Фото: Сергей Шахиджанян
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вопреки традиции в начале этого года просроченная задолженность граждан по кредитам, выдаваемым в торговых точках, не росла, а, наоборот, снижалась. Просрочка по POS-кредитам сократилась с январских 5,5 до 4,14% к концу мая. Об этом свидетельствует анализ данных, предоставленных «Объединенным кредитным бюро» (ОКБ).

В феврале, по данным ОКБ, доля просроченных POS-кредитов от общего объема займов, выданных в точках продаж, сохранилась на уровне предыдущего месяца — 5,5%. В марте данный показатель снизился до 5,2%, в апреле — до 5%.

Замгендиректора ОКБ Николай Мясников отметил, что сокращение доли POS-кредитов, обязательства по которым не исполнены в срок, происходит на фоне роста общей просрочки по всем займам, предоставленным гражданам. Данный показатель, согласно статистике ОКБ, с конца прошлого года вырос с 6,3 до 6,4%. «В частности, просрочка по потребительским займам за этот период выросла с 5,6 до 5,7%, по кредитным картам – с 8,9 до 9,3%», — указал Мясников.

Директор дивизиона по управлению рисками ОТП банка Сергей Капустин подтверждает, что обычно у банков, активно работающих в сфере потребительского кредитования, в I квартале года отмечается рост просрочки. «Это связано с тем, что в конце каждого года сезонно увеличивается объем выданных кредитов, часть из которых традиционно выходит в просрочку в первые месяцы следующего года».

Полученные в этом году данные по доле просроченных POS-кредитов идут вразрез с сезонным трендом. Тенденция к снижению просрочки связана с политикой Центробанка, получившей название «мягкого давления» в части некоторых сегментов розничного кредитования, отметила начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.

Во второй половине прошлого года, по словам Артемьевой, в экспертном сообществе активно заговорили о возникновении «кредитного пузыря на фоне значительного роста просрочки по картам, POS-кредитам». Тогда регулятор заявил о намерении сдерживать перегрев сектора и одну за другой предпринял ряд мер в этом направлении. В частности, были ужесточены подходы к формированию резервов по ряду розничных кредитов, что привело к росту нагрузки на капитал банков. Таким образом, регулятор добивается желаемого торможения разогнавшегося высокомаржинального и высокорискованного сектора, который включает POS-кредиты, говорит Артемьева: «В таких  условиях банки вынуждены более консервативно смотреть на потенциальных заемщиков, снижается доля одобренных кредитных заявок, а чем меньше объем задолженности, тем меньше и просрочка по ней».

И даже несмотря на то, что кредиты, выдаваемые в торговых точках, менее популярны, чем кредиты наличными или кредитные карты, импульсивные покупки будут способствовать сохранению POS-кредита в линейке банковских продуктов, говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

Между тем за последнее время к сегменту POS-кредитования проявили интерес ряд крупных банков. Сбербанк объявил о создании для этих целей специального банка в партнерстве с французской группой BNP Paribas (кредитует в торговых сетях под брендом Cetelem). Группа ВТБ вышла на рынок экспресс-кредитования, создав Лето-банк. О планах по развитию POS-кредитования заявлял Россельхозбанк в своей стратегии до 2020 года.

Комментарии
Прямой эфир