Чиновников обяжут проверять банковские гарантии на подлинность
Сотрудников госинстанций, проводящих тендеры и аукционы, обяжут проверять подлинность банковских гарантий, предоставляемых участниками торгов в качестве обеспечения. Госслужащие должны будут звонить в банк или направлять в кредитную организацию запрос — является ли гарантия подлинной или нет. Соответствующий законопроект внесет в ближайшее время депутат Анатолий Аксаков.
По оценкам банкиров, в 2013 году кредитные организации могут выдать свыше 75 млрд рублей в рамках специализированных программ тендерного кредитования по Москве. Тендерный кредит ― это специализированный заем, который получают участники размещения государственного и муниципального заказа для обеспечения заявки участия в тендере. 25% компаний вообще не смогли бы участвовать в торгах без кредитных средств, уверяют банкиры. Основная категория «тендерных заемщиков» ― небольшие компании, которые, как правило, занимаются ремонтом и строительством, а также поставщики различных материалов и те, кто работает в сфере услуг. Им в рамках тендерных программ банки предлагают кредиты в размере около 50 млн рублей под 15–20% годовых сроком на 1–3 месяца. По закону (94-ФЗ) для получения тендерной ссуды компании должны внести залог в размере 5–15% от начальной цены контракта, а также предоставить обеспечение выполнения обязательств по госконтракту.
― Одной из форм такого обеспечения до недавнего времени являлся институт поручительства, ― говорит Аксаков. ― Однако на торгах огромное количество поручений давались юрлицами-пустышками и обозначенную в контракте неустойку платить было некому. Сейчас ситуация изменилась: в ход пошли фиктивные банковские гарантии. Минимум 30% гарантий, переданных в обеспечение, ― фальшивые. По подсчетам экспертов, этот показатель и вовсе достигает 90%.
В центре одного из скандалов, связанного с фиктивными гарантиями, в этом году оказался банк «Санкт-Петербург» (15-е место по активам в РФ), акционером которого является зять экс-министра обороны Валерий Пузиков. Он предоставил гарантию на 1 млрд рублей под госконтракт на обслуживание 560 автомобилей Минобороны. В 2010–2012 годах на российском рынке было много фальшивых гарантий как от крупных банков, так и от небольших кредитных организаций.
Отдельно взятая фиктивная гарантия не представляет угрозы банкам. Другое дело ― вал подобных гарантий.
— Массовая незаконная торговля именем банка, его репутацией неизбежно отражается на имидже. Кроме того, распространенность фиктивных гарантий приковывает к банку повышенное внимание правоохранительных органов и налоговиков. И, наконец, легкая доступность и широкое обращение фиктивных гарантий лишают банк части законных доходов, которые он мог бы получить, выдавая подлинные гарантии, — отмечает Аксаков.
Депутат предлагает внести поправки в 94-ФЗ, которые обяжут сотрудников госинстанций, проводящих торги, проверять подлинность банковских гарантий, предоставляемых компаниями в качестве обеспечения. Госслужащие должны будут звонить в банк или направлять в кредитную организацию запрос с фиксированным ответом, является ли гарантия подлинной или нет. Невыполнение этой обязанности ― законный повод подозревать чиновников в халатности или корыстном умысле, важный аргумент в обжаловании торгов, в разборе споров и претензий, пояснил депутат.
В законопроекте пока не предусмотрено наказание для госслужащих, которые не проверяют гарантии на подлинность. По словам юриста Нины Ереминой, оптимальным наказанием была бы дисквалификация сотрудников госучреждений, отвечающих за проведение тендера.
Участники рынка в целом позитивно восприняли новеллу. По мнению вице-президента банка «Стройкредит» Романа Морозова, инициатива поможет минимизировать репутационные риски кредитных организаций — «имена банков не будут звучать в скандалах». По словам эксперта, практика, которую пытается ввести новеллой Аксаков, уже сейчас начинает зарождаться: в случае с крупными тендерами в банк поступают звонки с просьбой сверить реквизиты гарантий.
— Добросовестные игроки только приветствуют любой подход, направленный на повышение прозрачности, ― соглашается предправления СДМ-банка Максим Солнцев. ― А эта инициатива именно повышает качество и прозрачность банковских услуг.
По словам собеседника «Известий», в любой коммерческой организации сотрудник или комитет, занимающиеся закупками или контрактами, отвечают и за состоятельность партнера по сделке.
— Предложение господина Аксакова переносит этот подход также в государственный и муниципальный сектора, что абсолютно правильно, ― отмечает Солнцев.
— Группа ВТБ поддерживает подобные инициативы, ― отметили в пресс-службе банка ВТБ. ― Мы уверены, что принятие такого закона сократит количество подделок на рынке банковских гарантий.
Возможно, имеет смысл ввести единый реестр банковских гарантий, выданных в обеспечение исполнения государственных контрактов, который мог бы работать в режиме реального времени, а его ведение можно было бы возложить на бюро кредитных историй, считает зампред Ланта-банка Дмитрий Шевченко.
В свою очередь, руководитель Партнерства профессионалов в сфере госзаказа Екатерина Лезина считает, что законопроектом следует прописать четкий механизм проверки госслужащими банковских гарантий. Если тот факт, что гарантия является фальшивой, будет установлен лишь на основании телефонного звонка в банк, то компания, которую по этой причине отстранили от участия в торгах, может направить жалобу в ФАС. И в случае отсутствия у заказчика тендера документов, подтверждающих, что банковская гарантия является фальшивой, его оштрафуют.
По мнению банкиров, банк должен в любом случае идентифицировать звонившего, потому что в противном случае будет нарушена банковская тайна. Телефонное подтверждение подлинности не позволит нивелировать риск фальсификации, а почтовое подтверждение может привести к затягиванию процедуры проведения тендера.