Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Мир
Уход войск США из Нигера назвали стратегической победой России
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Мы хотим показать, как менялась мода в России»

Историк и коллекционер Александр Васильев — о том, что можно увидеть на самой масштабной в истории российской моды выставке костюма
0
 «Мы хотим показать, как менялась мода в России»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В «Музее Москвы» открылась самая масштабная в истории российской моды выставка костюма. Представлены более 300 костюмов и 500 аксессуаров, начиная от наполеоновской эпохи и заканчивая сегодняшним днем. С владельцем большей части экспонатов, историком моды Александром Васильевым встретилась корреспондент «Известий». 

— Экспозиция называется «Мода в зеркале истории: XIX–XX вв.». Мода всматривается в историю? Или история в моду?

— Мода — это зеркало истории. Время с начала XIX и до конца ХХ века — важнейший период в истории России. Трудно назвать другую страну, в которой всего за 200 лет произошло столько социальных потрясений и перемен. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов и отмена крепостного права, бурное развитие капитализма, две революции, 1905 и 1917 годов, две мировые войны, распад СССР и события последующих лет. Естественно, этим социальным потрясениям и переменам сопутствовали изменения как в бытовом укладе, так и в моде. Нашей целью было рассказать и показать, как менялась мода в России в период не столь протяженный с точки зрения истории, но огромный по насыщенности событиями исторической важности — с 1800 года до конца ХХ века.

 «Мы хотим показать, как менялась мода в России» — Есть ли на этой выставке модели, которые вы никогда не привозили в Москву? 

— Таких экспонатов очень много. Во-первых, это юбка от выдающегося парижского модельера Чарльза Фредерика Ворта, долгое время являвшегося поставщиком Высочайшего Двора в Санкт-Петербурге, и горностаевая накидка скорняка Белкина. Во-вторых, бальное платье из набивной тафты 1915 года. В-третьих, это русское платье 1907 года, которое принадлежало русской миллионерше, хозяйке завода «Петровская водка» Татьяне Никитичне Налбандовой-Самсоновой, уехавшей в Париж в 1914 году перед началом Первой мировой войны со всем своим богатым гардеробом и не сумевшей вернуться в Россию. В-четвертых, роскошное подвенечное платье из атласа с треном, принадлежавшее княжне Шаховской. И это — лишь небольшая часть экспонатов, впервые выставляемых в Москве.

 «Мы хотим показать, как менялась мода в России» — Основу вашей коллекции составляют костюмы западных дизайнеров?  

— Ядро моего собрания представляет ценнейшая коллекция парижского Haute Couture — вещи от Ворта, Дусе, Пакена, Дейе, Пуаре, Фортуни, Шанель, Ланвен, Скиапарелли, Диора, Кардена, Бальмена, Куррежа, Фата и многих других, включая единственную в мире коллекцию моделей домов моды русской эмиграции. Ее уже выставляли частично в Лондоне, Париже, Брюсселе, Антверпене, Лугано, Риге, Венеции и других городах мира. Коллекция должна жить, и счастье любого собирателя — поделиться своими сокровищами, рассказать о них, опубликовать каталог. Но как бы ни были велики фонды моего собрания европейской моды, именно к русской моде я испытываю особенную нежность. Вот почему я с таким рвением выискиваю на аукционах и на блошиных рынках мира вещи с грифами русских домов моды, попавшими за границу в основном после большевистского переворота. И, конечно, в моей коллекции присутствуют вещи авторства Надежды Ламановой, Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина, Татьяны Осмеркиной, Андрея Шарова.

 «Мы хотим показать, как менялась мода в России» — Судя по малочисленности списка российских дизайнеров, вы их все-таки недооцениваете. 

 — Проблема российских дизайнеров в том, что они сразу хотят заработать много денег. Никто не хочет лишений, никто не идет на убытки. Все хотят прибыли сегодня. Так не бывает. Иногда приходится очень долго работать, переждать какую-то волну, найти момент. Так что, к сожалению, российские дизайнеры пока совершенно неконкурентоспособны. 

— Говорят, вам приходилось «охотиться» за новыми экспонатами по нескольку лет.

— Самый конкретный пример — концертные туфельки Любови Петровны Орловой. За этими туфельками из серебристой парчи я охотился около 25 лет и нашел их в Израиле у актрисы Этель Ковенской, до эмиграции служившей вместе с Орловой в одном театре. Это единственная вещь, оставшаяся от огромного гардероба великой артистки.

 «Мы хотим показать, как менялась мода в России» — Чей гардероб будет следующим? 

— Очень хочется получить что-то из гардероба Галины Павловны Вишневской. Мы были с ней знакомы, я бывал у нее дома в Париже, сопровождал на аукционах. Дочери обещали подарить мне одно из платьев Галины Павловны, после того как разберутся с архивом. 

— Должно быть, содержание коллекции дорого обходится.  

 — Коллекция съедает основную часть заработанных мной денег. В месяц около €20 тыс. у меня уходит только на покупку старинных платьев. Плюс расходы на реставрацию: еще порядка €5 тыс. Все вещи находятся под Парижем в специальном хранилище, аренда которого ежемесячно обходится в €2 тыс. Прибавьте расходы на перевозки, обслуживание, поддержание нужного температурного режима. Коллекционирование — очень дорогое удовольствие.

 «Мы хотим показать, как менялась мода в России» — Много лет вы ведете разговор о создании Музея моды в России. Удалось ли достичь каких-либо результатов? 

 — Я думаю, что моя коллекция в конце концов все же найдет свое достойное место и музей будет открыт. Подобную коллекцию нельзя показывать в обычном выставочном зале без специальных подиумов и витрин, не оборудованных манекенами и музейным освещением. Но я не тороплюсь, рассчитываю на себя, с протянутой рукой не хожу. Для меня важно популяризовать моду в России и за рубежом. Но главное, конечно, не освещение и подиумы, а специалисты, квалифицированные научные сотрудники, которых мы еще не подготовили. Так что об этом пока просто рано говорить. 

— Любимый экспонат в вашей коллекции есть? 

— Самый любимый экспонат — это я. Ведь не будь меня, не было бы этих замечательных экспозиций (смеется).

 «Мы хотим показать, как менялась мода в России»

Комментарии
Прямой эфир