«Музей всего» остановился в «Гараже»


Летом прошлого года основатель «Музея всего» англичанин Джеймс Бретт с русскими единомышленниками выдвинулись из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. В каждом городе они собирали работы неизвестных художников-самоучек. Конечным пунктом охотников за искусством стал ЦСИ «Гараж», где найденные сокровища представили широкой публике.
Пространство «Гаража» преобразили инсталляции разных форм, внутри которых и расположены шедевры неизвестных художников. Г-н Бретт, проводя посетителей по экспозиции, признался, что желал воспроизвести в залах домашнюю атмосферу. Его задумка удалась: конструкции из необработанных досок и прессованных картонных коробок создают неподдельный уют.
Каждый художник, участвующий в проекте, рассказывает свою уникальную историю. Например, главным героем картин 50-летнего Ильи Фархутдинова в течение последних 15 лет является София Ротару. Строитель из Казани придумывает ей разные обличья: то певица предстает в образе Мадонны, от которой исходит сияние, то она сидит на поле, на фоне комбайнов, рядом с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.
Целую стену занял цикл работ нижегородского учителя Виктора Куликова, ежедневно рисующего пейзажи в одном из городских парков. За 15 лет в собрании художника накопилось более 5 тыс. картин. Джеймс Бретт признался, что с трудом выпросил у автора часть работ для экспозиции в Москве: Виктор Куликов боится нарушить целостность своей коллекции. На вернисаж художник не приехал: не может оставить «незадокументированным» ни один день из жизни любимого парка.
Москвичка Алла Смирнова откликнулась на скандальную работу «Эра милосердия» группы «Синие носы», где запечатлены целующиеся милиционеры. В версии столичной художницы действие также происходит в березовой роще, но милиционер один, и он осеняет себя крестным знамением. Вокруг бегают дети, лесные зверьки, прохаживается Гитлер, а на березах висят портреты исторических персонажей.
Все художники, чьи работы представлены на выставке, пишут по зову души, без опоры на правила и каноны. У многих из них непростая судьба, физическая или психическая инвалидность, но искреннего желания поведать миру о себе и о мире в себе у них не отнять.