Валерий Гергиев провел акустический тест на большой сцене Мариинки-2


Грандиозная стройка Мариинки-2 почти завершена. Сегодня маэстро Гергиев провел акустический тест на большой сцене нового театра и показал журналистам внутреннее убранство здания.
Технический и инженерный потенциал этого музыкального завода поражает: здесь есть отдельные помещения для репетиций хора, оркестра и балета, три небольших зала для камерных концертов и, наконец, огромная главная сцена глубиной 80 м, оснащенная самым высокотехнологичным оборудованием. Есть надежда, что внутренняя часть Мариинки-2 вызовет гораздо меньше споров, чем ее фасад.
Впрочем, архитектор Джек Даймонд считает, что все нападки жителей города на внешний облик здания объясняются банальным неприятием новизны, свойственным любому веку.
— Знаете, что критики говорили об Исаакиевском соборе после его постройки? Что он слишком пресный и серый. Это закономерный процесс, который повторяется после каждого крупного строительства, — заявил архитектор журналистам, пришедшим на экскурсию.
Он также подчеркивает, что во время работы над проектом ориентировался на петербургские архитектурные традиции и пытался вписать здание в окружающий ландшафт.
— А все, кто критикует театр, просто не были внутри. Кто-то даже сказал, что фойе в театре слишком маленькое. Посмотрите — взмахивает рукой г-н Даймонд — вы правда считаете, что оно маленькое?
Фойе, отделанное светящимся изнутри ониксом медового цвета, инкрустированное люстрами из алмазов Сваровски, с каскадом уходящих ввысь стеклянных лестниц, действительно производит сильное впечатление.
Работники театра обещают, что в вечернее время, когда дневной свет не будет мешать подсветке дорогого камня, ощущение роскоши усилится.
Юрген Райнхольд, инженер по акустике, рассказал «Известиям», что даже на райке все звуковые подробности будут отчетливо слышны.
— В этом театре происходит максимальное распределение звука на все зрительские места. Зал спроектирован таким образом, что от каждого уровня потолка идет отражение на каждый ряд зрительного зала. Покрытие пола наследует классической традиции театрального строительства — это полностью деревянная конструкция, никакого бетона. Такой же подход я использовал в Большом театре. Оркестровая яма здесь очень подвижная, и если требуется, можно подчеркивать отдельные группы инструментов при помощи специальных платформ, — уверен в проекте инженер.
Однако во время сегодняшнего акустического теста выдвижные платформы не использовались. Оркестр под руководством Гергиева исполнил фрагменты «Реквиема» Верди, Пятой симфонии Малера, «Евгения Онегина», «Хованщины» и других произведений.
Мнение автора акустики полностью подтвердилась: зал спроектирован таким образом, что в нем практически отсутствуют «глухие зоны» и звук гуляет равномерно по всему помещению. Появление отчетливого эхо можно списать на незаполненность зала.
Единственным минусом звучания новой Мариинки является излишняя громкость оркестра, который постоянно перекрывал солистов, притом что они (солисты) не поворачивались к зрителям спиной и не уходили в глубь сцены. Впрочем, возможно, проблему решит регулировка оркестровой ямы.
— В целом я очень доволен, — заявил маэстро после акустического теста. — Сегодня мы не экспериментировали с разной посадкой оркестра, а это разительно меняет звучание. Думаю, сегодня вы получили наиболее полное впечатление того, как театр будет звучать. Здесь у сцены есть огромные карманы, которые помимо технических возможностей — мгновенной смены декорации — дают акустическое богатство. Чем больше воздуха, пространства, тем интереснее звук.
Сейчас в здании идет уборка, пусконаладка сценического оборудования и инженерных систем. Открытие новой сцены состоится 2 мая. Маэстро Гергиев пообещал пригласить на церемонию главных критиков архитектуры здания — Александра Сокурова и Михаила Пиотровского.
Штат театра в следующем сезоне будет увеличен на 1 тыс. человек. Продажа билетов на новую сцену начнется уже через неделю.