Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Семен Еремин погиб в зоне СВО при подготовке репортажа
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Силы ПВО сбили три беспилотника над Белгородской областью

Гроза сланцевых пузырей

Журналист Леонид Злотин — о том, надо ли «Газпрому» готовиться к переменам
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В чудесной повести Константина Паустовского «Время больших ожиданий»  воспроизводится одно печальное объявление в газете: «Рухнул дуб, Хаим Вольф Серебряный и осиротелые ветви низко склоняются в тяжелой тоске». Дальше — время и место прощания.

Капитализация «Газпрома» опустилась ниже $100 млрд, и в России больше нет компании этой категории. Только за прошедший год рыночная стоимость концерна сократилась почти на треть, объемы продаж снижаются за счет увеличения конкурентных предложений, соответственно корректируется и цена голубого топлива. Закончился более чем успешный бизнес по перепродаже туркменского газа, поскольку поставщик из Средней Азии потребовал за свою продукцию, как говаривал известный часовщик мосье Бибирхам, «настоящую цену».

Все это — нормальные рыночные риски, которые должны предусматриваться и сопровождаться серьезными превентивными мероприятиями. Но, судя по всему, глава «Газпрома» Алексей Миллер был необычайно занят двумя важными проблемами: одна из которых называется ФК «Зенит», а вторая — хоккейный клуб СКА (С.-Петербург). Возможно, на фоне таких важных задач, действительно, какой-то там сланцевый газ не представляется чем-то существенным. Равно, как и сокращение объемов потребления российского газа в Европе, начиная с ближайшего партнера — Украины.

Разумеется, «Газпромом» управляет не только и не столько г-н Миллер, а команда профессиональных (хочется в это верить) менеджеров, большинство из которых, видимо, прекрасно обходится без синих зенитовских шарфиков. Тем не менее, «Газпром» как был, так и остается по сей день странно управляемой компанией в России. До сих пор ни в одном официальном (и, что странно, неофициальном тоже) источнике нельзя обнаружить точный перечень всех «дочек», «внучек» и неисчислимых посредников, добывающих хлеб свой насущный за счет оптовых и розничных покупателей. Пока была возможность покупать восточный газ, например, за $45 за тысячу кубов и перепродавать на Запад за $95–115, большое кормление, что называется, скрывалось в округлениях. Но всему хорошему приходит конец. Конъюнктура начала серьезно меняться, а вот принципы работы, похоже, оставались прежними.

«Газпром» ведь не только самая большая по капитализации компания, это еще и серьезный внешнеполитический фактор, с помощью которого российское руководство пыталось давить на партнеров вовсе не в экономическом смысле. Результат, правда, оказался скорее обратный — партнеры все чаще стали прибегать к альтернативным предложениям, что в конечном итоге ударило по российской экономике.

Кроме того, «Газпром» всегда играл роль основного кассира различных «серых бюджетов», то есть финансирования различных программ и задач (идеологических, социальных, региональных и пр.), средства на реализацию которых не были утверждены в бюджете официальном. И помимо удовлетворения разнообразных политических амбиций, эти программы решали и местные задачи, работая на повышение социальной эластичности. Не говоря о том, что это один из трех крупнейших (вместе с нефтью и сборами налогов и пошлин) источников доходной части государственного бюджета.

Поэтому радоваться тому, что дела «Газпрома» ухудшаются, было бы более чем легкомысленно. Но вот озаботиться эффективностью его деятельности пора уже давно. Видимо, как инструмент политического давления газовый монополист будет свою деятельность сворачивать. Что же касается компании как серьезного актива, капитализация которого серьезно снизилась, то здесь, похоже, деятельность стоит как-то активизировать. В этой связи представляется любопытным, что к критике руководства «Газпрома» подключились в том числе и известные телепропагандисты. Со всей присущей им принципиальностью и энергией. Возможно, это говорит о том, что компания стоит на пороге серьезных преобразований. Что логично вписывается в идущий неторопливо, но неотвратимо процесс приватизации государственных активов.

Масштабная приватизация будет не только очередным переделом собственности с последующей перепродажей в том числе и зарубежным инвесторам. Что все же дает определенные дополнительные гарантии от какой-нибудь очередной национализации и столь любимого в России судебно-силового отъема. Возможно, она позволит решить сложную задачу передачи формально не частных активов теперь уже в частную собственность. Которую спокойно можно передавать по наследству, завещать, дарить — в общем, спокойно распоряжаться.

Не исключено, что одним из пионеров этого серьезного процесса станет по-прежнему таинственный «Газпром». 

Комментарии
Прямой эфир