Власти Татарстана хотят «окольцевать» Казань за 20 млрд рублей


Власти Татарстана подсчитали, сколько денег понадобится на строительство кольцевой железной дороги вокруг Казани в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Как сообщил «Известиям» источник в правительстве, в начале марта премьер-министр республики Ильдар Халиков направил доклад вице-премьеру Аркадию Дворковичу с расчетами по перепрофилированию грузовой железнодорожной ветки. Итоговая сумма составляет 19,9 млрд рублей. Минтранс готов включить проект в программу развития инфраструктуры к чемпионату мира, но сумма субсидий в 2013–2015 годах не превысит 10,76 млрд рублей.
Как следует из доклада региональных властей, протяженность дороги — 48 км, по ходу движения будет организовано 16 остановочных пунктов. Время в пути при средней скорости 40 км/ч составит около часа. Власти подчеркивают, что Казань обладает уникальной инфраструктурой, позволяющей организовывать систему наземного метро. Согласно докладу, кольцевая железнодорожная ветка пройдет через основные спальные районы и деловой центр города. В районах тяготения к кольцевой железнодорожной ветке проживают 60% населения Казани, которые должны стать «потенциальными зрителями футбольных матчей». «Станция Компрессорная наиболее близко расположена к объекту «Футбольный стадион на 45 тыс. зрителей» и находится в пешеходной доступности», — отмечается в отчете.
Дорогу планируется увязать с двумя радиальными линиями метро, которые будут закончены к 2018 году, одна из остановок совмещена с автостанцией. «Реализация проекта организации кольцевого движения будет способствовать мотивации населения к использованию общественного транспорта взамен личного автомобиля, что существенно разгрузит улично-дорожную сеть Казани и улучшит экологическую обстановку», — отмечает правительство в своем докладе.
Строительство предполагается провести в два этапа. На первом этапе кольцевое движение будет организовано в одну сторону по часовой стрелке со строительством двух новых железнодорожных съездов. Все станции предполагается оснастить автоматизированной системой контроля оплаты, которую планируется интегрировать с действующей системой безналичного расчета за проезд в муниципальном транспорте. Это позволит оплачивать проезд в электричке с помощью электронной транспортной карты. Тариф на услуги кольцевой железной дороги предлагается установить на уровне платы за проезд в городском транспорте — сейчас это 14–19 рублей.
На втором этапе движение будет организовано в обоих направлениях. Планируется провести работы по строительству вторых и третьих путей на наиболее загруженных участках трассы, искусственных сооружениях, в том числе мосте через реку Казанка. Проект будет полностью реализован к началу чемпионата мира 2018 года.
Ранее Минтранс не поддерживал проекта, так как не видел достаточной инициативы со стороны властей Татарстана и долгое время не мог получить от региональных чиновников расчет стоимости, данных о пассажиропотоке и источниках финансирования железнодорожной ветки. О необходимости оплатить проект из госбюджета ранее говорили представители РЖД.
Теперь казанский проект целесообразно рассматривать в комплексе с мероприятиями
концепции модернизации и развития инфраструктуры к чемпионату мира,
полагают в Минтрансе.
— Кольцевая железная дорога включена в перечень
первоочередных мероприятий, претендующих на получение средств
государственной поддержки в 2013–2015 годах. Сумма ассигнований может
составить 10,76 млрд рублей, — заявили «Известиям» в ведомстве.
В Минтрансе
Татарстана на запрос «Известий» не ответили. Доклад региональных
чиновников лишь называет сумму, необходимую на реализацию проекта, но не
содержит данных о предполагаемом пассажиропотоке, нет в нем и
предложений по источникам финансирования. Таким образом, если из
федерального бюджета на кольцевую дорогу будет выделено чуть более
необходимой сметы, Татарстану придется искать дополнительные источники
для привлечения финансирования.
В настоящее время Горьковская железная дорога, «Нижегороджелдорпроект» и Минтранс Татарстана продолжают работу по формированию концепции проекта, говорит представитель РЖД.
Планы по организации кольцевого железнодорожного движения, охватывающего весь пригород Казани, появились еще в 2011 году. Тогда министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин пояснял, что сочетание наземного и железнодорожного транспорта со станциями метро позволит организовать крупные транспортные узлы и мотивировать людей пересаживаться на общественный транспорт. Сейчас вокруг Казани проложены железнодорожные пути, но по ним ходят грузовые поезда — для пассажирского движения они не приспособлены. Требуются коррекция траектории маршрута (закругления) и постройка платформ и прочей пассажирской инфраструктуры.
— Без расчета пассажиропотока сложно оценивать проект, так как его эффективность определяется тем, сколько люди сэкономят времени или в каких местах сократятся пробки, — отмечает директор по стратегическому развитию Международной ассоциации предприятий горэлектротранспорта Александр Морозов. — Дорога должна быть максимально интегрирована в систему городского транспорта. Успешный мировой опыт есть, например, в Вене, где кольцевая железнодорожная ветка была преобразована в метро и эффективно работает. Также необходим единый билет с метро и другими видами транспорта — если при каждой пересадке берутся деньги, привлекательность резко падает.
Эффективность проекта нужно измерять не по доходу от билетов, а исходя из сравнительного анализа затрат на развитие других видов транспорта, строительство дорог, считает эксперт. При этом он полагает, что источником финансирования дороги в любом случае будет госбюджет.
— Обычно доходов не хватает даже на эксплуатацию и зарплату машинистов — их платит государство, — отмечает Морозов.