Мишель Обама сыграла в сериале «Оскар»


Выбор коллективного разума членов Американской киноакадемии всегда вызывал споры. «Оскар» давно — и не без причин — упрекают в политизированности и костерят за то, что при выборе победителя академики слишком часто отталкиваются не от достоинств конкретной работы, а от сторонних факторов, как то «молода еще, успеет», «сколько можно прокатывать, пора дать» и «очень правильный фильм, надо поддержать».
Тем не менее церемония вручения «Оскара» была, есть и будет одним из самых рейтинговых ТВ-шоу, с которым потягаться может разве что финал чемпионата мира по футболу. Она — как очередная серия популярной кинофраншизы. Организаторы могут ошибиться с выбором ведущего, могут придумать скучные шутки и репризы, затянуть все до невозможности, но церемонию будут ждать и жадно смотреть.
Впрочем, 85-я церемония, прошедшая в голливудском Dolby Theatre, смею надеяться, будет признана одной из лучших за долгие годы. Причем вера в то, что так будет, зародилась еще во время прохода звезд по красной дорожке.
Джордж Клуни в традиционном черном смокинге, пошутивший, что свой костюм сшил сам. Хелен Хант, пришедшая в платье от демократичного бренда H&M. Кристен Стюарт в вечернем платье и... с костылем. С рукой на перевязи появился и режиссер Тим Бертон. Последние лишний раз подчеркивали своим появлением — только смерть может помешать звездам прийти на церемонию.
Ведущий шоу, создатель комедии «Третий лишний» Сет МакФарлейн, шутил много и не так пошло, как мог бы. Развлечь публику ему помогали Уильям Шатнер в своем бессмертном образе капитана Кирка, а также Шарлиз Терон и Ченнинг Татум с ярким танцевальным номером.
Не забыли отметить и 50-летие бондианы, в честь которого Ширли Бэсси исполнила заглавную песню из «Голдфингера», пожалуй, одну из лучших композиций франшизы. Позже на сцену вышла Кэтрин Зета-Джонс со своим номером из мюзикла «Чикаго», ровно десять лет назад ставшего главным триумфатором «Оскара». Наконец, свою легендарную Memories исполнила Барбра Стрейзанд — так академики почтили память кинематографистов, ушедших от нас в прошлом году.
И все же главным украшением церемонии были сами звезды и их речи. Безусловно, лучшей шуткой вечера было заявление Дэниэла Дэй-Льюиса, «признавшегося», что пару лет назад ему предлагали роль Маргарет Тэтчер, а ее исполнительницу Мерил Стрип звали на роль Линкольна, но потом они поменялись.
Британец, кстати, стал первым в истории, кто трижды удостаивался «Оскара» в категории «Лучший актер». В его победе не сомневался, кажется, никто, хотя конкуренты у него были более чем достойные.
Год вообще выдался довольно успешным по части фильмов, за которые хочется поболеть, и чей проигрыш вызывает грусть. Скромная церемония предварительного оглашения номинантов на премию не помнит того, что случилось в этот раз — когда после произнесения имени последнего из пяти режиссеров-номинантов в зале раздался недовольный гул. Так зрители отреагировали на отсутствие в шорт-листе Бена Аффлека и Квентина Тарантино. Хотя в итоге ни тот, ни другой обиженными не остались.
Их награды, равно, как и прочие основные «Оскары», были розданы ровно тем, кого предсказывали ведущие голливудские аналитики во главе с Скоттом Фейнбергом из The Hollywood Reporter, угадавшим всех главных победителей, и тем, на кого были самые низкие ставки в крупнейших букмекерских конторах вроде William Hill.
Наверное, единственная номинация, победитель в которой вызвал у меня несказанное удивление, это «Лучший анимационный фильм». Им стала «Храбрая сердцем» — вне всяких сомнений самое слабое из творений студии Pixar. Пиксаровские кудесники от анимации за двенадцать лет существования номинации (она была введена в 2002-м) выигрывали в ней шесть раз, а посему статуэтку 2013 года так и хочется списать на инерцию.
Ну и нельзя не сказать о финальном аккорде шоу — видеовключении первой леди Соединенных Штатов Мишель Обамы, произнесшей речь в честь номинантов на приз в категории «Лучший фильм». Тем самым академия напомнила, что «Оскар» — прежде всего премия американская, а на упреки в политизированности им плевать.