Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ВТБ требует с «Армавиа» $22 млн, взятых на покупку Superjet-100

Если «Армавиа» обанкротится, российский банк получит с нее не 100% долга, а лишь 1/5
0
ВТБ требует с «Армавиа» $22 млн, взятых на покупку Superjet-100
Фото: REUTERS/Denis Sinyakov
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По информации «Известий», банк ВТБ предъявил «Армавиа» и Mika Limited (компания зарегистрирована на острове Джерси), принадлежащим армянскому предпринимателю Михаилу Багдасарову, иски на $22 млн. Госбанк пытается вернуть деньги, которые он выделил на рефинансирование кредитов, взятых «Армавиа» на покупку самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). Юристы считают, что у ВТБ неплохие шансы на победу в споре с «Армавиа», при этом процесс в Джерси изначально обречен на провал.

Об исках рассказал источник, близкий к госбанку, наличие судебных претензий также подтвердил в разговоре с «Известиями» Михаил Багдасаров. Иск к «Армавиа» на $10 млн подан в Государственный арбитраж Армении, заявление о взыскании $12 млн с Mika Limited поступило в Королевский суд острова Джерси.

По словам источника, в 2010–2011 годах армянская «дочка» ВТБ выдала «Армавиа» кредит на сумму более $7 млн. Средства предназначались для рефинансирования ссуды, предоставленной авиакомпании армянским Ардшининвестбанком на покупку самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100, каталожная цена около $30 млн). «Армавиа» приобрела первый серийный лайнер весной 2011 года — на средства Ардшининвестбанка и ВЭБа.

Армянская авиакомпания стала стартовым заказчиком SSJ-100 — по словам высокопоставленного источника в Минпромторге России, не последнюю роль сыграл личный фактор, ведь госхолдингом ОАК руководит Михаил Погосян, имеющий армянские корни (ОАО «Компания «Сухой» входит в ОАК). Источник в Минпромторге считает, что нужно было выбирать более платежеспособного пилотного покупателя — «Армавиа» в прошлом году отказалась от покупки Superjet и вернула производителю свой экземпляр. Осенью прошлого года Багдасаров заявлял, что намерен продать «Армавиа» в связи с  финансовыми проблемами. Из-за долгов, например, ереванский аэропорт Звартноц не раз приостанавливал полеты «Армавиа».

Кроме того, в 2010-м ереванское отделение ВТБ одолжило $8 млн Mika Limited, поручителем по займу выступила «Армавиа», продолжил источник в ВТБ. Срок возврата по кредитам наступил в 2012 году, но ни «Армавиа», ни Mika Limited не расплатились. В конце прошлого года права требования долгов с компаний перешли от армянского российскому ВТБ.

— По состоянию на 18 января 2013 года общая задолженность Mika Limited перед ВТБ, включая проценты и штрафные санкции, составила $12 млн, долг «Армавиа» достиг $10 млн, — пояснил источник. — Переговоры, проведенные ВТБ с бенефициаром компаний Михаилом Багдасаровым, не привели к урегулированию долга.

Михаил Багдасаров, в свою очередь, пояснил «Известиям», что «в ближайшее время кредиты будут закрыты, а иски — отозваны», отказавшись комментировать детали.

— ВТБ намерен добиваться возвращения задолженности всеми возможными способами, предусмотренными действующим законодательством, — подчеркнул руководитель пресс-службы ВТБ Вадим Суховерхов.

Партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Сергей Савельев считает, что у ВТБ есть все шансы на выигрыш в армянском арбитраже.

— Исходя из сути конфликта, можно сделать вывод, что банк отсудит кредитные средства, — считает он. — Другой вопрос — насколько реальным будет возврат этих денег после вынесения решения. ВТБ будет претендовать на активы авиакомпании, если та не вернет средства по окончании судебного разбирательства. Если самолеты у нее находятся в лизинге, то ВТБ может претендовать на получение прав по договору лизинга, с тем чтобы впоследствии продать их с торгов. Но настоящие проблемы у госбанка могут возникнуть в случае признания авиакомпании банкротом. В этой ситуации ВТБ войдет в реестр кредиторов «Армавиа» и сможет рассчитывать не на 100% причитающихся ему средств, а не более чем на 20%. При этом процесс в Джерси изначально обречен на провал. Он бесперспективен по своей сути: потребуются немалые затраты на перелеты, юристов, разбирательство может затянуться на долгие месяцы, учитывая возможность неявки ответчика на заседания.

На сайте «Армавиа» указано, что текущий авиапарк компании составляют два Airbus A320, три Bombardier CRJ-200 и три Boeing 737-55S. По словам главного редактора Avia.ru Романа Гусарова, этот флот ничего не стоит, поскольку все самолеты взяты в лизинг. Более весомыми активами являются: свидетельства эксплуатанта, техническая база и обученный персонал, отметил собеседник. Гусаров добавил, что ранее интерес к «Армавиа» проявляли российские инвесторы, оценившие фирму в $55 млн.

«Армавиа» между тем может оказаться в руках государства. 6 февраля 2013 года начальник управления гражданской авиации Республики Армения Артем Мовсисян, выступая в Национальном собрании, заявил, что правительство Армении обеспокоено ситуацией, сложившейся в отношении «Армавиа». Он не исключил возможности передачи акций авиакомпании другим лицам, в том числе государству.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...