Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда-то очень давно, когда экран сотового телефона был похож на экран калькулятора, в России практически не существовало мобильного мошенничества. Первые робкие контент-провайдеры тихонько продавали рингтончики и картиночки, а конкурировать им приходилось с торговцами, которые ходили по электричкам и продавали буклеты с кодами для всех марок телефонов, введя которые, можно было получить собственную мелодию вместо стандартного звонка.

Потом, в году эдак 2003-м, появился первый телефон с цветным экраном. Многие не помнят, но это был телефон Motorola C350. Он не был первой трубкой с цветным экраном, но он был первым телефоном с цветным экраном по доступной большинству цене. Он-то и открыл ящик Пандоры. Ну, или гробницу Тамерлана — кому что ближе.

С тех пор операторы начали бороться с мобильным мошенничеством, которое поначалу тоже было весьма наивным и молодым. Продавали полузаконно какие-то порнокартинки на экран. И порой обсчитывали алчных до клубнички абонентов, сидящих на интернет-трафике через хитрый протокол WAP, который позволял выставлять абоненту счет, в десятки раз превышающий счет за тот же объем трафика, но отправленный по GPRS.

Абоненты возмущались, а операторы, стиснув зубы, боролись с мошенниками, но не слишком активно. Потому что все прибыли, которые получает мошенник, делятся пополам с оператором. То есть половину денег, которые украл у вас мошенник, сразу же получает оператор. Как если бы к каждому трамваю был прикреплен штатный карманник, в конце смены отсчитывающий половину выручки вагоновожатому. Вагоновожатый, конечно, будет делать вид, что выталкивает жулика из трамвая, но на следующем круге снова его подберет — для «обслуживания» новых пассажиров. Дело-то выгодное.

Первый цветной телефон был, конечно, прекрасным, но далеко не совершенным. Дальше, с развитием технологий и мобильных устройств, абонентов стало еще легче обманывать и зарабатывать на них стало проще. Шутка ли, целая индустрия выросла на специальных вирусах для телефонов, которые отправляют «золотые» SMS на платные номера, и прочих заманухах. Прибыль мошенников, паразитирующих на сетях сотовых операторов, с 2003 года выросла в тысячи раз, и я не преувеличиваю. На проходящей в Петербурге конференции VAS (Value Added Services — услуги с добавленной стоимостью) еще несколько лет назад сотрудники контент-провайдеров, почти не стесняясь, поднимали тост «За тех лохов, которые скачивают наши мелодии и картинки!». Спустя еще несколько лет конференция немного остепенилась и так откровенно об абонентах на ней уже не говорили, но суть отношения к абонентам от этого не изменилась. И даже в 2011 году единственным, что пугало контент-провайдеров, было «попасть на чиновника»: если какой-то госслужащий попадется в их сети, щедро раскиданные по всему интернету, то это проблема. С обычными абонентами, конечно, никто не церемонился.

В этом году обещают принять новый закон «О связи», в котором Минкомсвязи РФ рассчитывает жестко прописать правила таким образом, чтобы абонента обмануть было невозможно. Обсуждаются даже — о, ужас-ужас! — такие условия для операторов, при которых подписывать клиента на платные услуги можно будет, только получив явное на то согласие. Представляете, вплоть до 2013 года операторы, буквально каждый день рассказывающие, как они берегут деньги своих клиентов, могли без их ведома подключать им какие-то платные услуги и, разумеется, делали это. И допускали на свои сети контент-провайдеров, которые подключали абонентам свои платные услуги, а половину полученных с «лоха» денег сразу же отсыпали операторам обратно. Конечно, это ситуация, в которой операторам выгодно только говорить о борьбе с мошенничеством и только изображать эту борьбу, изредка кого-нибудь показательно наказывая на радость толпе возмущенных граждан.

Введение нового закона «О связи» и ужесточение борьбы с мошенниками на самом деле ничего не изменят. Операторы и контент-провайдеры путем деловой переписки и каких-нибудь внутренних встреч договорятся между собой и найдут новые законные способы по отъему денег у населения.

Как это можно изменить? Да очень просто. В настоящее время единственное, что не изменилось в плане обмана клиентов с 2003 года, — это способ залезания к нему в кошелек: с помощью коротких, чаще всего четырехзначных номеров. Дело в том, что вся номерная емкость, которой пользуемся и мы с вами, и операторы связи, на самом деле дается нам только в пользование, а вообще номерной ресурс — это собственность государства. И государству нужно ужесточить контроль над этим ресурсом. То есть, например, на портале госуслуг создать сервис, с помощью которого любой гражданин России может авторизованно пожаловаться на тот или иной номер. Когда номер накапливает критическую массу жалоб, он блокируется — причем раз и навсегда. Всего существует 9999 четырехзначных номеров. Когда их останется 3–4, мошенничество прекратится и на оставшихся номерах будут предоставляться только честные услуги. Не пугайтесь такого большого числа в начале пути — алчность наших операторов и контент-жуликов безгранична, и список коротких номеров, которым можно доверять, мы сократим до 3–4 если не за год, то за два.

Комментарии
Прямой эфир