Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Синоптики спрогнозировали похолодание до +5 градусов в Москве 14 октября
Экономика
Минфин хочет усилить контроль за получателями бюджетных средств
Спорт
Менеджер Бивола заявил о подаче протеста на результат поединка
Армия
«Известия» показали новые кадры из освобожденного российской армией Угледара
Мир
США направят Израилю батарею ПРО THAAD с американскими военными
Армия
ВС РФ взяли под контроль населенный пункт Михайловка в ДНР
Общество
Пушилин заявил о безвозвратной утрате части инфраструктуры Дзержинска
Происшествия
Число пострадавших при ЧП на съемках фильма в Ленобласти увеличилось до 23
Происшествия
Автомобилист погиб при столкновении с лосем в Самарской области
Общество
СМИ сообщили о смерти бизнесмена Александра Смоленского
Мир
Daily Mail сообщила о планах 15 стран Карибского бассейна потребовать у Британии репарации
Мир
Bloomberg указало на растущий разрыв между Украиной и ее западными союзниками
Мир
СМИ Украины сообщили о массовых рейдах военкомов на курорте Буковель
Происшествия
Число пострадавших при ЧП на киносъемках в Ленобласти возросло до 15
Мир
Азаров заявил об установке Западом требований по мобилизации на Украине
Мир
На Украине сообщили о покушении уклониста на сотрудницу ТЦК
Мир
Столтенберг назвал хорошие отношения с РФ после холодной войны правильной стратегией
Армия
ВС РФ с помощью дронов уничтожили минный шлагбаум ВСУ в Харьковской области

Заполярье осталось без постоянного воздушного прикрытия

Минобороны раздумало перебазировать на Новую Землю авиагруппу МиГ-31
0
Заполярье осталось без постоянного воздушного прикрытия
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минобороны отказалось от идеи постоянного базирования авиагруппы дальних истребителей-перехватчиков МиГ-31 на Новой Земле. Высокопоставленный источник в главкомате Военно-воздушных сил сообщил «Известиям», что предложение Сергею Шойгу было подготовлено еще в конце прошлого года и сейчас одобрено министром.

— Предложение сделано после всестороннего анализа нашими специалистами, — подчеркнул собеседник.

По его словам, перебросить авиагруппу на новоземельский аэродром Рогачево решило прежнее руководство Минобороны осенью прошлого года в рамках разработки общей концепции обороны Арктики. 

Объяснялось это задачами обеспечить выход атомных подводных лодок с межконтинентальными ядерными ракетами с баз в Мурманской области в открытый океан. Противолодочные силы Северного флота в случае гипотетического конфликта также нуждаются в прикрытии с воздуха от ударных кораблей НАТО. Концепция предусматривает не только экстренную переброску на аэродромы Североморск под Мурманском и Рогачево групп истребителей-перехватчиков Су-27, но и постоянное базирование на Новой Земле МиГ-31.

Для этого целые авиачасти на базах Хотилово Тверской области и Бесовец в Карелии должны находиться в постоянной боевой готовности, чтобы в течение суток отправиться в Заполярье.  

В главкомате ВВС признают важность региона в глобальной безопасности государства, однако считают, что решение об освоении Новой Земли является сугубо политическим и с главкоматом согласований не проводилось. 

— Иначе мы бы предупредили, что технически это нереализуемо по нескольким причинам, — сказал источник и перечислил их.

Во-первых, в составе ВВС формально числится около сотни МиГ-31. Они имеют большую практическую дальность (до 2,3 тыс. км) и мощные радары с фазированной антенной решеткой. Теоретически пара таких истребителей способна просканировать всю акваторию, скажем, Карского моря, практически как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

Однако на деле технически исправных МиГ-31 гораздо меньше, а у летающих машин ресурс выбит на 70–80%. Их необходимо отправлять на капитальный ремонт и модернизацию, а не в высокие широты, говорят в ВВС.

Во-вторых, аэродром Рогачево не способен обеспечит взлеты и посадки Миг-31 с полной боевой нагрузкой, а это 46–47 т. Полоса подходит только облегченным истребителям с неполной топливной заправкой и штатным вооружением, но они бесполезны на обширных северных пространствах.

В-третьих, постоянное базирование на Новой Земле вызывает большие сомнения в радиолокационном обеспечении полетов. Стационарных РЛС в обозримой близости от островов нет, так что потребуется постоянно держать в воздухе 2–4 «МиГа», чтобы своими радарами они «подсвечивали» сослуживцам. А значит, изношенные истребители окончательно пойдут в утиль за месяц жесточайшей эксплуатации.

В-четвертых, социальная напряженность. В главкомате отдают отчет, что редкие офицеры с семьями согласятся переехать на постоянное местожительство в поселок на широте 71 градус 36 минут. Имеющиеся жилые дома — в полуразрушенном состоянии, нормальных школ и детсадов нет. Многие предпочтут уволиться в порядке организационно-штатных мероприятий, но не уезжать на край земли, говорят в ВВС.

Но у Рогачево есть и плюс, который может перекрыть все минусы и показать, что политика прежнего руководства Минобороны была не столь безответственной, как принято считать в армии. Это соображения оперативного и стратегического плана.

Аэродромы в Мурманской области находятся в 100–150 км от гипотетического противника, то есть в нескольких минутах подлетного времени ракет и штурмовиков. А удаление Новой Земли от источников потенциальных угроз составляет уже 800–1000 км. Это значительно снижает риск внезапного разгрома на земле.

Однако экс-главком ВВС Владимир Михайлов считает, что создавать авиационную базу в Арктике сейчас преждевременно.  

— В существующей обстановке база там не нужна. Сначала надо разобраться со всеми вопросами на материке, потом, когда станем «крутыми», пойдем на Новую Землю. В идеале, конечно, базы нужны везде, — сказал Михайлов «Известиям». 

Он подчеркнул, что в случае обострения обстановки в Арктике ВВС России смогут за считанные часы сформировать там авиационную группировку. 

— Авиация — очень мобильный вид войск, может оперативно прибыть в любой регион, так что здесь волноваться не стоит, — добавил бывший главком.

В Рогачево с советских времен осталась небольшая воинская часть, поддерживающая аэродром в рабочем состоянии. Туда регулярно летают легкие военно-транспортные самолеты Ан-26 и Ан-72, но иногда наведываются тяжелые Ил-76 и даже широкофюзеляжные Ан-22 «Антей». 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир